Размер шрифта
-
+

Самоучитель литературного мастерства - стр. 7

Психоаналитическая теория о мотивации литературного творчества сегодня мало кем поддерживается, несмотря на то, что некоторые писатели, среди них Данте, Ламартин, Бальзак, Гете, утверждали, что через писательство избавляются от своих душевных мук, изживают психологические трудности и даже преодолевают тягу к самоубийству. «То, что люди зовут огорчениями, любовью, честолюбием, ударами судьбы, печалью, – говорит О. Бальзак устами старика-антиквара из «Шагреневой кожи», – для меня идеи, которые я превращаю в мечты; вместо того чтоб чувствовать их, я нахожу для них выражение и истолкование; вместо того чтоб дозволять им снедать мою жизнь, я их драматизирую, я развиваю их, я ими забавляюсь, как романами, которые бы читал при помощи внутреннего зрения». Но герой Бальзака, конечно, лукавит, изживание фрустрации, а именно об этом он и рассказывает читателю, никогда не служило мотивацией к творчеству, даже если и помогало ему. Оно способно подвигнуть к написанию какого-то конкретного произведения, но быть постоянным стимулом, горючим, на котором работает творческий мотор, быть не может. Писателем движут созидательные, позитивные мотивы, связанные с познавательной потребностью и формированием ценностного отношения к миру. Депрессия же никого мотивировать не может, она, по определению, – отсутствие мотивации и жизненных сил.

Интерес к творческому процессу, эстетический стимул к творчеству, стремление через текст сделать мир краше и лучше – важный мотивационный фактор, хотя и не ключевой. Он побуждает писателя к деятельности скорее когда тот научился писать, получил призвание и теперь мечтает о совершенствовании доступных ему инструментов. Эстетические мотивы движут состоявшимися писателями, но нет правил без исключений.

Итак, побудительных импульсов к сочинительству немного, и, оказывается, желание успеха – не самое главное, что движет авторами. Если же необходимо выбрать какой-то один самый первый и основной мотив, то им будет та самая потребность в творчестве и самовыражении. Алексей Толстой утверждает, что каждый писатель «пишет то, что ему хочется. Это я подчеркиваю. Произведение искусства рождается от желания что-то создать, написать, а не только от того, что человек считает, что он должен что-то написать». Ему сурово возражает однофамилец Лев Толстой: «можешь не писать – не пиши», вероятно стремясь таким образом уберечь литературный мир от графоманов. На это К. Паустовский замечает: «писатель пишет по внутреннему побуждению, пишет потому, что не писать он не может».

Страница 7