Самоубийство сверхдержавы - стр. 70
Тем не менее, среди американских католиков налицо культурный разрыв. Пятьдесят шесть процентов испаноязычных католиков предпочитают мессы на испанском языке. Только 8 процентов внимают мессам на английском. Среди храмов, которые посещают латиноамериканцы, 91 процент предлагает службы на испанском языке, 82 процента имеют испаноязычное духовенство, 79 процентов принимают в своих стенах преимущественно прихожан-латиноамериканцев{280}. Присловье, что воскресное утро – самое лучшее время для сегрегации в Америке, полностью применимо к католической церкви.
Эпоха неверия
Католики, остающиеся с церковью, далеко не столь тверды в вере и набожны, как их родители. Институциональный упадок отражается в распространении неверия в доктрины, определяющие кредо веры.
• Число католических браков снизилось с 1965 года на треть, зато годовой показатель разводов взлетел с 338 в 1968 году до 50 000 в 2002 году{281}.
• Опрос «Гэллап» (1958) показывал, что трое из каждых четырех католиков ходят к мессе по воскресеньям; недавнее исследование, проведенное Университетом Нотр-Дам, выявило, что сегодня воскресную мессу посещает лишь один из каждых четверых католиков{282}.
Учителя-миряне заменили монахинь в наставлении детей и молодежи вере, но их стиль и методы воспитания не имеют ничего общего с церковными поучениями 1940-х и 1950-х годов.
• Всего 10 процентов учителей-мирян принимают церковное учение о контрацепции{283}.
• Пятьдесят три процента учителей-мирян считают, что женщина может сделать аборт и остаться доброй католичкой, хотя по вероучению аборт подразумевает автоматическое отлучение{284}.
• Шестьдесят пять процентов учителей-мирян полагают, что католикам позволительно разводиться и вступать в новый брак.
• Семьдесят семь процентов считают, что можно быть хорошим католиком, не посещая воскресную мессу.
Иначе говоря, миллионы детей-католиков учатся у еретиков.
В апреле 2008 года опрос 1000 католиков, одобренный епископами и проведенный Центром прикладных исследований апостольства (ЦПИА) Джорджтаунского университета, показал:
• всего 23 процента католиков признают, что посещают воскресную мессу каждую неделю. Тридцать один процент ходит к мессе раз или два в месяц{285};
• двадцать шесть процентов опрошенных заявили, что исповедуются раз в год или чаще, но 30 процентов сказали, что ходят на исповедь реже одного раза в год, а 45 процентов вообще никогда не исповедовались{286}.
Согласно данным опроса газеты «Нью-Йорк таймс», 70 процентов католиков в возрасте от 18 до 44 лет верят, что причастие есть «символическое напоминание» об Иисусе, почти две трети всех католиков с ними соглашаются