Самоотдача и Милость Свыше. Из работ Шри Ауробиндо и Матери - стр. 4
Теперь о том, как перейти от самоотдачи вообще к самоотдаче в отдельных проявлениях жизни. Для этого нужно жить с постоянным ощущением присутствия Божественного, с ощущением, что это присутствие – единственное, что движет вами, оно во всех ваших действиях и мыслях. Предайтесь Ему во всех проявлениях своей жизни не только умом, не только каждой своей мыслью, каждым чувством, будьте преданны Ему даже в самых обыденных проявлениях внешней жизни, например когда едите; за едой вы должны чувствовать, что это Божественное в вас принимает пищу. Когда вам удастся все проявления своего существования свести в Единую Жизнь, тогда от внутренней раздробленности вы перейдете к целостности. Уже не будет такого состояния, когда вы были преданны Божественному в какой-то одной части своего существа, а все остальные части жили и действовали обычным и привычным для них образом; всей вашей жизнью теперь вы стремитесь к одной цели, и при этом постепенно совершается преобразование всего вашего существа.
Предоставить себя Божественной Воле означает возложить на Божественное всю ответственность за свою жизнь. Без этого невозможно сделать и шага вперед и ни о какой йоге не может быть и речи. Все остальное естественным образом вытекает из вашей самоотдачи Божественному, и именно с самоотдачи начинается вся йога. Посвятить себя Божественному можно с помощью знания или преданной любви. В первом случае у вас есть верное интуитивное предчувствие, что Истина – в одном лишь Божественном и что без него вы вообще ничего не можете. Во втором – у вас естественное и непосредственное ощущение, что путь к Божественному – это единственный путь к счастью и что единственное стремление психического существа – принадлежать одному лишь Богу: «Я не принадлежу самому себе», – говорите вы и самой Истине вручаете ответственность за свое существование. Вы предлагаете себя Божественному: «Видишь, я весь в Твоей власти, со всем хорошим и плохим, что во мне есть. Возьми всего меня вместе с моими взлетами и падениями, противоречиями и устремлениями. Вверяю себя воле Твоей». Самоотдача Божественному начинается с перегруппировки всего вашего существа вокруг главного устремления психического существа, которому и принадлежит решение о самоотдаче. Все диссонирующие элементы вашей природы должны быть приведены к общей гармонии; последовательно, один за другим, они должны быть объединены с центральным существом. Вы можете вверить себя воле Божественного в результате непроизвольного движения души; но невозможно по-настоящему посвятить себя Божественному, не объединив свое существо вокруг воли психического. Чем больше вы сживаетесь с волей психического существа, тем с большей полнотой вы отдаете себя Божественному. А когда ваша самоотдача становится полной, вы приходите уже к посвящению себя Божественному; это кульминация всего процесса божественной реализации, последний шаг восхождения, после которого больше уже не будет трудностей и все пойдет гладко. Но не нужно забывать, что сразу достичь полного самопосвящения Божественному вы не в состоянии. Хотя люди часто и питают подобные иллюзии. Скажем, один-два дня вы испытываете сильную устремленность души к Божественному, и это зарождает в вас надежду на то, что ваше состояние автоматически распространится и на все остальное ваше существо. Но в действительности малейший оттенок самонадеянности может замедлить ваше движение вперед. Дело в том, что бесчисленное множество разноречивых склонностей и влечений живут и враждуют в вашем существе, можно сказать даже, что в вас существуют и борются отдельные, практически независимые друг от друга личности. И когда какая-то из них отдает себя в руки Божественному, остальные поднимают бунт и наотрез отказываются принимать в этом участие, они упорно сопротивляются, решительно отстаивая свою независимость и свободу самовыражения исключительно по-своему. Тогда вы усмиряете их и показываете им, что есть Истина. Вам нужно терпеливо, ничего не упуская, изучить все свое существо, со всеми его малейшими нюансами, нужно оказать решительное противодействие всем его мятежным элементам, которые, укрывшись в его глубинах, только и дожидаются удобного в психологическом отношении момента, чтобы вырваться наружу. И только в том случае, если вы детально проработали и изучили свое ментальное, витальное и физическое существо, если вам удалось склонить все их к преданности Божественному и таким образом добиться посвящения всего своего существа без остатка Божественному, только тогда приходит конец вашим трудностям. Тогда, действительно, ваше движение к божественной трансформации превращается в триумфальное шествие, ибо отныне вы продвигаетесь уже не от тьмы к знанию, но переходите от одного знания к другому, от света к свету, от блаженства к блаженству… Вне всякого сомнения, достичь полной посвященности себя Божественному – дело нелегкое и для этого потребовалось бы бесконечно много времени, если бы вам пришлось полагаться только на собственные силы. Но все обстоит совсем иначе, если с вами Божественная Милость. Время от времени Божественная длань слегка подталкивает вас в том или ином направлении, и работа становится сравнительно нетрудной. Разумеется, у каждого из нас на это уходит разное время, но его можно существенно сократить, если решимость ваша непоколебима. Без решимости не обойтись, решимость – это тот ключ, которым открывается любая дверь.