Сами о себе. На рубеже тысячелетий - стр. 25
Д. Быков
Тошна, душна, самой себе невыносима сегодняшняя Россия. Падающего толкнуть – норма, оскорбить женщину, инвалида, ребенка – норма; убийство – доблесть, милосердие – трусость.
Д. Быков
Нашему человеку ужасно хочется уважать себя, но жизнь страны устроена так, что – почти всегда не за что. И потому он просто-таки жаждет возвышаться за чужой счет – то есть кого-нибудь презирать, желательно того, кто не может ответить. Это и есть снобизм – вероятно, самое отвратительное из проявлений человеческой природы. Мне случилось как-то беседовать об этом с Андреем Синявским, владевшим изумительным даром мгновенной и точной реакции. Я спросил: «Что вам противнее, Андрей Донатович, – масскультовая пошлость или высоколобый снобизм?» «Что же противного в пошлости, – как бы сам себе, в тихой своей манере произнес Синявский. – Пошлость естественна. Это как тень, отбрасываемая предметом. Бывает пошлость марксистская, бывает христианская… А снобизм – вот это гадко, да. Это попытка воспарить без достаточных на то оснований».
Д. Быков
Чернь – это те, кто сам ничего не умеет и другим мешает.
Д. Быков
Есть непреложная истина: человек с оружием начинает убивать по приказу, преодолевая себя, но постепенно жестокость нарастает в его душе и он начинает убивать с наслаждением. Наши ребята звереют – как жертвы, так и палачи. Убийство человека с оружием в руках – вынужденное, допустимое, убийство безоружного человека, ребенка – преступление. Поэтому и нужна критика армии как моральная узда, чтобы сдерживать нарастание зверства, чтобы у наших ребят там была потребность в нравственном очищении. Что будет, когда сто тысяч нравственно искорёженных людей вернутся домой? Кто их будет лечить? А что делать с тысячами подростков в Чечне с ампутированными ногами и руками, у которых на глазах убили мать?
Ю. Вахтель
«Непривычно – значит плохо» – вот железная формула советской нетерпимости. Человек, воспитанный «по всем правилам» в Советском Союзе, не умеет давать самостоятельную оценку новым для него явлениям. И в малом (ширина брюк), и в большом (марксистская философия, например) он решительно избирает «единственно правильный» курс, не делая реальных сопоставлений. И когда сама жизнь, очевидные факты сталкивают его с «единственно правильной» точки зрения, он теряется, злится, старается опровергнуть факты или просто не замечать их. Нелегко в зрелом возрасте менять весь образ мыслей, если и «единственно правильные» концепции на все случаи жизни и нетерпимость ко всяким иным концепциям ты впитал буквально с молоком матери!