Сакральные символы и тотемы в современной татуировке - стр. 3
Вообще, татуировки, избавляющие от боли и дающие здоровье – явление распространенное, как в прошлом, так и в настоящем. Даже в исламе, где строго запрещены какие-либо изображения на теле, они допускаются, если нанесены для излечения болезней, устранения суставных и мышечных болей. Такие ритуалы в основном практикуются бедуинами – кочевыми племенами Аравии и Северной Африки.
Современные ученые, исследуя культуру татуирования (а также шрамирования) и народов, до сих пор поддерживающих подобную практику, пытаются разъединить религиозную и социальную значимость этих рисунков, что в свою очередь неверно. Абсурдно переносить на другие народы, в которых религия и магия напрямую связаны с повседневной жизнью, мерило Западной культуры, где церковь официально отделена от государства, а магия – не более чем суеверие. Народы, практикующие тату, какими бы примитивными они нам не казались, живут социально-духовной жизнью, в отличие от тех же европейцев. Попытка насильно отделить в сознании таких людей социальную часть жизни от религиозной приводит к деградации и постепенному вымиранию и без того малочисленных народов.
В прошлом, народы практиковавшие татуировку, наносили особые узоры детям, начиная с младенчества с целью выделить своё племя из окружающих, использующих другой рисунок или не практикующих тату вовсе. Это был способ заявить о себе, своей принадлежности к определённому роду, а внутри самого племени – показать свой статус. Женщины имели право нанести себе определенные знаки по достижении зрелости, после родов и в течение всей жизни добавляли всё новые рисунки в знак определенных событий. Мужчины также расписывали своё лицо и тело, заявляя о себе, как о воине, охотнике, убийце врагов. Во всех случаях нанесения на тело новых знаков, соблюдались ритуалы, призванные подготовить человека к предстоящим изменениям в его жизни. Как правило, подобные ритуалы занимали от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от значительности и требовали уединения будущего обладателя татуировки, особой диеты и многих табу. Такие ритуалы помогали человеку переосмыслить его прошлую жизнь и сделать будущую более глубокой, более одухотворенной. Пройдя испытание после нескольких дней (недель) уединения, такой человек был уже морально подготовлен. Жрецу или шаману оставалось только запечатлеть свершившуюся трансформацию в определённом символе. Татуировка исполняла роль некоего удостоверения личности, и было унизительно не иметь на себе узоров, украшающих тело.
Не стоит недооценивать значимость татуировки в наши дни и относиться к ней лишь как декоративному искусству, призванному сделать носителя более привлекательным. Татуировка – это индивидуальный знак, показывающий, что по мере роста самосознания у человека развивается собственное “Я”, что требует особого выражения и индивидуальной свободы, в том числе и от предрассудков общества, что наиболее актуально в наше время.