Рюриковичи. История первой династии - стр. 3
Русы, русь, росы, ар-рус – этническая или социальная группа, упоминаемая в западноевропейских, византийских, арабских, хазарских источниках. Были известны как купцы, которые передвигались на кораблях и не расставались с оружием. Наиболее аргументированная на сегодняшний день версия происхождения названия – от праскандинавского слова «roother» – гребец, участник похода на гребных судах, – которое, пройдя через финский язык, превратилось в «роотси» и далее у славян – в «русь». Этническая принадлежность русов вызывала сомнения уже в X веке, точного определения не существует до сих пор.
Ладожские послы, которые отправились за море на поиски князя, выбрали вождя по имени Рюрик.
«Повесть временных лет»:
«И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик».
По археологическим данным, в 862 году ни Новгорода, ни Белоозера еще не существовало. Легенда про братьев-основателей – это так называемый бродячий сюжет мирового фольклора. По одной из версий, братьев на самом деле не было, а их имена – это эпитеты легендарного князя Рюрика: Синеус, или Сигнётр, буквально «Победоносный», и Трувор – Тор-вард, буквально «Верный». Личность Рюрика остается в значительной мере былинной.
Рюрик
Происхождение человека, которого «Повесть временных лет» называет князем Рюриком, неизвестно. Существуют две основные теории. Согласно так называемой норманнской теории, Рюрик – это скандинавский конунг по имени Рёрик или Рорик. Согласно антинорманской теории, Рюрик – это вождь южно-балтийских славян-ободритов по имени Рарег. На сегодняшний день большинство исследователей считают наиболее аргументированной версию о скандинавском происхождении князя Рюрика и его дружины. Археологические раскопки фиксируют значительное скандинавское, а не балто-славянское присутствие в Ладоге и окрестностях. Западные хроники в первой половине IX века неоднократно упоминают вождя норманнов Рорика Ютландского, по прозванию Язва Христианства. Он разбойничал на Балтике, захватывал земли, приносил и нарушал вассальные обязательства, переходил от одного короля к другому, пока в середине IX века не исчез из поля внимания хронистов, вернувшись на родину. Большинством современных историков признается возможным, что конунг Рорик Ютландский, он же Рёрик Скъёлдунг из Хедебю, и приглашенный в 862 году в Ладогу князь Рюрик – это один и тот же человек.