Рыцарские ордена в бою - стр. 34
Мусульманские эмиры беседуют с предводителем крестоносцев. Гравюра на дереве Густава Доре.
Религиозная активность среди мусульман достигла своего пика в период болезни Саладина, когда в 1186 году на трон в Иерусалиме взошел Гвидо де Лузиньян. Известный проповедник ислама по имени Аль-Кади аль-Фадиль осмелился обратиться к больному правителю со следующими словами: «Бог предупреждает тебя. Пообещай же, если оправишься от болезни, никогда более не обращать свое оружие против мусульман и посвятить всего себя борьбе с врагами Аллаха!» Еще во время регентства Раймунда Триполийского франки и Саладин договорились заключить перемирие сроком на четыре года. Но в сентябре 1186 года умирает король-ребенок Иерусалима Балдуин V, а это значит, что Раймунд Триполийский перестает быть регентом (как регент, Раймунд должен был править 10 лет) и трон короля Иерусалима пуст. Однако в то время, как мусульманская армия становится все сильнее, оставлять пустовать трон было более чем опасно. Поэтому палестинские бароны решают основать новую династию. Большинство хотят видеть на троне Раймунда Триполийского, тот уже показал себя мудрым и сильным правителем во время своего регентства. Но небольшая кучка завистников и интриганов, используя помощь матери Балдуина V Сибиллы, выдвигают своего кандидата – Гвидо де Лузиньяна. Гвидо получил корону короля Иерусалимского благодаря стараниям патриарха Ираклия, великого магистра тамплиеров Жирара де Ридфора, Рено де Шатийона и Жослена де Куртене. Эти четверо подбили Сибиллу, которая приехала в Иерусалим на похороны сына Балдуина V, заявить о себе как о законной наследнице трона. Патриарх Ираклий, держащий в то время в ежовых рукавицах все духовенство, заставил клир оказать ей поддержку; Рено де Шатийон, прибывший из Керака, вызвался служить ей своим мечом, Жерар де Ридфор предоставил в ее распоряжение сокровища ордена тамплиеров, а в это время Жослен де Куртене обманом захватывал крепости Акры и Бейрута. Бароны, собравшиеся на совет в Наблусе, попытались отразить этот удар. Заговорщики на всякий случай приказали закрыть ворота Святого города, и в храме Гроба Господня патриарх короновал Сибиллу, дочь короля Амори, сказав при этом: «Госпожа, вы – женщина, необходимо, чтобы вы нашли человека, который помог бы вам управлять королевством. Вот корона, примите ее и передайте ее мужчине, который сможет удержать ваше королевство». Она взяла корону и позвала своего супруга Гвидо де Лузиньяна: «Сир, подойдите и примите эту корону, ибо я не вижу, как лучше я могу ею распорядиться». Он преклонил колени перед ней, и она возложила корону ему на голову (это произошло в середине сентября 1186 г.). Бароны в Наблусе, не желающие видеть Гвидо королем, попытались совершить свой переворот, действуя через Изабеллу, младшую сестру Сибиллы. Но попытка провалилась, и рыцарям-феодалам пришлось либо уйти в изгнание (на что отважились немногие), либо признать законным правление нового короля Гвидо де Лузиньяна. Среди баронов, которые предпочли изгнание позору, был бывший регент Раймунд, глава дома Ибелинов, Балдуин, сеньор Рамлы и Бейсана, сказавший по поводу Гвидо: «Он не пробудет королем и года». Вспышка военной активности на землях мусульман пришлась как раз на период, когда франки были полностью разобщены. Однако нет никаких доказательств, что Саладин стремился идти в наступление до истечения четырехлетнего срока мирного договора, а пока перемирие не нарушалось, между франками и мусульманами царило относительное спокойствие. Поводом для войны между франками и Саладином стало нападение отряда рыцарей на мусульманский караван. Осенью 1186 года Рено де Шатийон (ок. 1125–1287), сеньор Керака, в Трансиордании во главе небольшого отряда рыцарей захватил богатый торговый караван, направлявшийся из Каира в Дамаск. Для Рено де Шатийона разбой был обычным делом. Таким способом он увеличивал свое материальное состояние за счет сарацин, которых люто ненавидел. Дело в том, что в 1160 году во время одного из набегов Рено угодил в плен к сарацинам. Он 16 лет просидел в тюрьме города Гамбы. Никто из христиан не захотел выкупить Рено из плена, даже его жена. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда сильно постаревший Рено был выпущен на свободу, он ненавидел и мусульман, и христиан (те не вызволили его из мусульманского плена). Обладая неприступным замком, Рено де Шатийон считал себя неуязвимым. Именно из своего замка Кран де Моаб (Керак) Рено совершал свои разбойничьи набеги и туда же возвращался с богатой добычей.