Рыцарские ордена в бою - стр. 26
Братья, которые нарушили строй, по свидетельству очевидцев, лишались мантии и должны были в течение года есть с земли вместе с собаками.
Те братья-воины, которые бежали с поля боя, изгонялись из ордена, хотя братьям-работникам разрешалось отступить, если становилось ясным, что они уже ничего не смогут изменить в исходе боя. Братья, перешедшие к мусульманам, также изгонялись из ордена. Чуть более легким наказанием было лишение брата орденской мантии. Однако, понеся заслуженное наказание, брат имел право попросить свою мантию назад. Мантию отбирали за нападение на брата или другого христианина, за угрозу перейти к мусульманам, за убийство или умышленное калеченье лошади. Такое же наказание полагалось за участие в несанкционированном нападении на мусульман, которое привело к гибели или пленению кого-либо из братьев. Брат-знаменосец рисковал потерять мантию, если случайно опустил штандарт в бою, так как опущенный штандарт считался сигналом к отступлению. Прочие наказания включали в себя порку или лишение пищи и воды. Братья, совершившие серьезные преступления, заковывались в кандалы и заключались в тюрьму.
Миниатюра из Библии Мациевского. Франция, 1240–1250 годы. Показано полное вооружение европейской тяжеловооруженной рыцарской конницы XIII века. Боевые рыцарские кони покрыты попоной. Библия Мациевского является одним из лучших источников информации о военном вооружении и снаряжении XIII века. Это великолепно иллюстрированный Ветхий Завет, написанный около 1240–1250 годов, стал известен как Библия Мациевского, потому что он в XVII веке принадлежал польскому кардиналу Бернарду Мациевскому, который подарил ее персидскому шаху Аббасу. Над созданием Библии Мациевского трудилось несколько художников, прекрасно знакомых с военным делом (считают, что один из них был профессиональным воином).
Проступки братьев обсуждались на еженедельном заседании капитула в каждом командорстве. Серьезные случаи рассматривались раз в год на заседании провинциального капитула. В исключительных случаях рассмотрение дела проводилось на общем заседании капитула ордена, проводившегося раз в несколько лет. Братьям не разрешалось обсуждать результаты совета капитула с посторонними. Это была обычная практика для религиозных орденов, но она вызывала большое неудовольствие у родственников осужденных, которые не знали, за что их близкие понесли наказание. Внутренняя дисциплина орденов повышала их боеспособность, но часто приводила к дополнительным конфликтам с внешним окружением.
Миниатюра из Библии Мациевского. Франция, 1240–1250 годы. Показано полное вооружение европейского рыцарского войска XIII века, состоящее из тяжеловооруженных конных всадников и пеших воинов. Воины изображены в кольчужных хаубертах, рукавицах и кольчужных штанах с полной защитой стоп. Поверх хауберта некоторые воины носят налатную накидку. Для защиты головы используют: кольчужный капюшон, горшковый шлем и так называемую железную шляпу. Обратите особое внимание на конного воина, который, держа двумя руками свое длинное копье, пронзает вражеского всадника. Такая техника владения копьем была известна еще в античное время.