Рыцари - стр. 4
Китайский тяжеловооруженный всадник в высоком седле, оснащенном единственным стременем, около 302 г. н. э.
Китайцы высоким ростом никогда не отличались, а их всадникам приходилось взбираться на высоких и сильных коней, которых они получали из Средней Азии. Стремя для таких наездников – великое подспорье. Вначале стремя было всего одно. Но потом, видимо, появилось и второе, чтобы садиться можно было с любой стороны, а затем кто-то додумался просунуть в них ноги во время езды. Посадка всадника сразу же упрочилась, он мог теперь свободно действовать и копьем и мечом, не опасаясь свалиться с коня. Этому изобретению понадобилось три-четыре века, чтобы добраться до Западной Европы, где стременами начали пользоваться в VII–VIII веках.
Высокое седло и стремена стали технической основой боевого оснащения рыцарства, которое переняло у своих племенных прародителей доблесть и бесстрашие, неукротимый дух, стремление к победе в единоборстве. Вот, скажем, меч и копье были главным оружием германских воинов, устремлявшихся на врага, чтобы стяжать себе славу среди соплеменников в честном единоборстве, а не поражая противника стрелой из лука. Правда, в самом начале своего расселения по Европе германцы в основном сражались пешими, а в бой на лошадях выезжали только лишь вожди. Да и те в пылу схватки нередко сходили со своих коней и бились вместе с рядовыми воинами, стремясь показать, что для них не существует поражения – лучше смерть в бою, что укрепляло боевой дух соплеменников.
Виды седел III–XIII вв.:
1 – седло-подушка без стремян из Восточной Сибири, III в.;
2 – кожаное седло римского всадника с «рогами» для поддержки всадника, но еще без стремян, V в.;
3 – аварское седло, VII–VIII вв.;
4 – деревянное седло (кожаная покрышка не показана) из погребения под Киевом, XII–XIII вв.
Воины-франки, VI в. Справа – рядовой воин- дружинник, слева – король
Но вот в Западной Европе начали появляться первые королевства, стала распространяться христианская религия, и спрос на воинов-профессионалов возрос. У древних германцев воином был каждый свободный мужчина, который по собственной воле мог перейти от одного вождя к другому и вступить в ту дружину, которая ему больше нравилась. Теперь же, принеся клятву верности на кресте, воин уже не мог нарушить ее по собственному желанию и должен был верно служить одному королю, в противном случае он становился клятвопреступником.
Прежние германские вожди и короли-христиане естественно, стремились награждать своих воинов. Но если раньше такой наградой обычно были добытое в походах оружие и драгоценности, то теперь за верную службу им все чаще и чаще отдавалась земля вместе с крестьянами, которые ее обрабатывали. Владелец земли сам не пахал и не сеял, но собирал со своих подданных дань и вершил над ними суд и расправу, будучи их полноправным господином и имея, в свою очередь, господина и над собой. Так постепенно создавалась такая система общественных отношений, при которой одни люди должны были только трудиться, другие – молиться, а третьи – воевать, причем младшие обязаны были подчиняться старшим снизу доверху.