Рыцари. Полная иллюстрированная энциклопедия - стр. 89
Покинуть Святую землю Ричарда заставили несколько причин. Одна из них – нежелание большинства крестоносцев идти на Иерусалим, а без войска ни взять, ни удержать город было невозможно. Помимо этого, Ричард получил послание, в котором говорилось, что его брат Иоанн (Джон) Безземельный (ок. 1167–1216) организовал мятеж против него в Англии. Еще одной неутешительной новостью было известие о вторжении короля Филиппа II на английскую землю, находящуюся во Франции. Ричард, понимая, что Иерусалимского королевства ему не видать, а вот свое, Английское, он может вскорости потерять, принимает решение вернуться домой. Так, заключив 2 сентября 1192 года временный мир с Саладином (перемирие, заключенное сроком на три года, было невыгодно франкам; они по договору владели только землями между Тиром и Яффой; все пленники-христиане и главная реликвия оставались у мусульман), Ричард 9 октября 1192 года отплывает в Англию.
В целом крестоносцы в 3-м Крестовом походе, хоть и не выполнили свою основную задачу (освободить Иерусалим от мусульман), все же смогли нанести войскам Саладина ощутимые удары, которые помогли развеять миф о непобедимости мусульманской армии (этот миф появился после поражения франков при Хаттине). Можно также сказать, что результаты 3-го Крестового похода отсрочили окончательную гибель латинских государств на Востоке. Кроме всего прочего, 3-й Крестовый поход косвенно спровоцировал крупную войну в Западной Европе, закончившуюся битвой при Бувине в 1214 году.
Началось все с того, что король Франции Филипп II Август, вернувшись домой после падения Акры в 1191 году, пользуясь тем, что король Англии Ричард Львиное Сердце вместе со своим войском остался в Святой земле, захватывает большую часть английской земли, находящейся во Франции. Вернувшемуся Ричарду пришлось начать кампанию против французского короля и отвоевывать свои земли обратно.
Крестоносцы во главе с королем Ричардом атакуют мусульман. Гравюра на дереве Густава Доре
Численность армии крестоносцев. В противоположность широко распространенному сейчас мнению, военная элита, или класс рыцарей, Иерусалимского королевства конца XII в. не являлась ни ослабленной, ни вырождающейся. Латинские рыцари, которых их грубые западноевропейские современники называли мягкотелыми и изнеженными, обучались для достижения достаточного уровня мастерства для войн со своими мусульманскими соседями. И даже в совершенно отличных от европейских условиях Ближнего Востока они оставались верными идеалам и устремлениям рыцарства и следовали самым последним веяниям моды из Франции и Италии.