Размер шрифта
-
+

Рыцари-госпитальеры в Иерусалиме и на Кипре. Становление и развитие могущественного военно-религиозного ордена - стр. 28

Странноприимные дома имели ряд обязательств, а орден выполнял свою задачу не только в Иерусалиме, в его ведении находились паломнические пути в Европе. Чиновники в провинции были обязаны отправлять в Иерусалим треть произведенной на их землях продукции.

Главной обязанностью ордена, ради чего он, собственно, и существовал, было попечительство над больными людьми. Монахи были слугами бедняков. Жизнь в иерусалимском Госпитале и в странноприимных домах христианского мира регулировалась тщательно разработанным церковным церемониалом. Содержание бедняков обеспечивалось собранной милостыней, и для ее сборщиков существовали строгие правила, частично заимствованные из Устава августинцев.

Братия Госпиталя состояла из священников и мирян. Не было различий между рыцарями и сержантами, и не было упоминаний о монахах-воинах и об их деятельности. Обеты целомудрия, послушания и бедности строго соблюдались. Монахи-священники в Капитуле занимали более высокое положение, чем братья из мирян; они были сведены в корпуса и назывались maistre de l’eglise.

Устав Раймона дю Пюи отражает определенную стадию в развитии ордена. Некоторые свидетельства говорят о том, что он отражает те его реалии, которые вполне могли сложиться после 1130 г. В XIII в. было принято считать, что Устав был утвержден папой Иннокентием II, и это, по существу, было возможно. Действительно, в последующее десятилетие есть упоминания о тех монахах, которые жили по Уставу. Тем самым мы можем предположить, что, хотя Раймон и мог переработать более ранний Устав, который не сохранился, и добавить новые статьи, некоторые положения его Устава, особенно те, что касаются положения священников, Капитула и чиновников в центре указывают на позднюю стадию развития ордена, которая проявилась к 30-м гг. XII в. Это было время роста духовного влияния цистерцианцев святого Бернарда из Клерво и возвышения тамплиеров.

Устав Раймона дю Пюи оставляет чувство неудовлетворенности. Его точная датировка невозможна. Его невозможно сравнивать в качестве образца религиозной жизни ни с Уставом тамплиеров, ни с конституцией цистерцианцев Carta Caritatis. Но в рассматриваемый нами период и за его пределами к нему относились с величайшим почтением. Устав зачитывали не только на Генеральном капитуле, но и на каждом провинциальном. В 1172 г. новые магистры обещали «твердо придерживаться… древних и разумных обычаев Дома, следуя по стопам доброй памяти Герарда и Раймона». Более того, в Уставе были заложены основы организационной структуры ордена. Он содержал текст монашеских обетов, правила монашеской жизни, вопросы организации госпиталя и правила ухода за больными, положение о должности магистра и о центральном органе управления орденом, о провинциальной администрации и церковных учреждениях.

Страница 28