Рыцари-госпитальеры в Иерусалиме и на Кипре. Становление и развитие могущественного военно-религиозного ордена - стр. 15
Об Эдессе известно значительно меньше, чем о всех других латинских государствах на Востоке. Она рано отпала в ислам, и уцелела лишь незначительная часть хартий ее правителей. Она была феодальным государством, и, вероятно, здесь также существовал Верховный суд. Однако на ее конституцию могли оказать влияние армянские, византийские и арабские общественные институты. Графы Эдессы признавали королей Иерусалима своими сюзеренами, но они были связаны вассальными узами с византийскими императорами, а позднее с князьями Антиохии.
Мы не должны, однако, забывать, что образование и выживание крестоносных государств на Востоке зависело как от разобщенности и слабости мусульман, так и от способностей самих франков. Накануне Первого крестового похода мусульманский мир был разобщен. Соперники халифы Каира и Багдада были представителями различных течений в исламе. Сельджукская империя на севере, основанная полстолетия назад, начала раскалываться, и эмиры в Сирии не имели ни сил, ни средств, чтобы сопротивляться крестоносцам. Их традиционный партикуляризм препятствовал их объединению перед новой угрозой, к тому же уступка побережья христианам еще более обессилила мусульман. Египет был занят защитой своих интересов; и вскоре стало ясно, что мусульманское возрождение придет из Верхней Месопотамии, где такие города, как Мосул, стали центрами состоявшихся государств. В 1125 г. Алеппо, ключевой мусульманский город в Северной Сирии, оказался под властью Мосула. Город восстал в 1127 г., но тем временем эмиром Мосула был назначен Имад ад-Дин Занги, способный и амбициозный чиновник в администрации Багдада. Он восстановил союз двух городов, на управление которыми ему дали с неохотой согласие. Теперь у него была мощная база для наступления на франков. В течение следующих двадцати лет он занял часть приграничных областей графства Триполи, а в 1144 г., воспользовавшись временной слабостью крестоносцев, он захватил город Эдессу. Затем был убит два года спустя после знаменательной победы. Его завоевания были следствием, скорее, не его силы, а стремительности и внезапности, с какой он действовал и против своих мусульманских соседей, и против латинян.
После смерти Занги его старший сын Саиф ад-Дин Гази поспешил в Мосул, чтобы принять власть. Второй сын, Нур ад-Дин, сняв кольцо с именем отца с пальца умершего, отправился в Алеппо с курдским эмиром Ширкухом, где был провозглашен правителем города. Домен Занги с большой вероятностью мог распасться, но братья пришли к соглашению, хотя независимое положение Занги гарантировала его могучая армия и его брак с дочерью правителя Дамаска.