Русы от Волги до Дуная - стр. 30
Еще с индоевропейских времен медведь и волк считались животными «среднего мира», однако на оковке меча интересующий нас персонаж оказался помещен в самый верхний регистр, даже выше грифона, который олицетворяет собой небесную сферу. Чем можно объяснить такое несоответствие? Наиболее логичным является предположение, что хищник, кем бы он ни был, олицетворял собой тот или иной объект на звездном небе. Сравнительно недавно в рязанской Мещере было зафиксировано обозначение Млечного Пути как Путь волка. Была записана и легенда, объясняющая название: «Однажды, когда Бог прогневался на людей, один из архангелов решил помочь людям. Чтобы пройти незамеченным свой путь на землю, он обернулся волком и, прячась между звезд, спустился с неба на землю. Вот почему, когда волки воют, они поднимают морды к звездам. Когда архангел спустился на землю, то и другие волки стали помогать людям. Через какое-то время потомки этих волков стали собаками»>107. В ряде регионов с этим животным связывали и название планеты Венера: «Эпитеты волчий и вечерний употреблялись иногда как равносильные; так Вечерницу (Hesperus – планету Венера) называют Волчею звездою; у литовцев она известна под именем Zwerinnе – от zweris – волк, у чехов Zwiretnice, Zwerenice, в одном из старинных западнорусских периодов Иова – Зверяница; в областных говорах слово зверь означает волка»>108.
Хоть общеславянским названием Большой Медведицы является Воз, однако на Урале это созвездие называется Медведица, в Курской и Новгородских областях – Медведка и Медвежатники, а в Тульской, Архангельской, Вятской, Пермской, Тамбовской, Ярославской и Смоленской областях – Сажары, Стожар, Стожары, Стожарье. Что касается последней группы названий, то зафиксированы как поговорка «Сожар-колесница не медведица, а на охоту манит», так и записанное еще в XIX в. о нем народное представление, согласно которому «это созвездие благоприятствует охотникам отыскивать зверей и что медведи живут под его защитой. За воровство и кражу Сажары наводят сон на медведей на всю зиму. Когда Сажары глядят на землю, тогда медведи бывают смирны и не нападают на человека. Основываясь на этом предании, охотники пускаются в лес только при появлении Сажар»>109. Очевидно, что связанное со сферой культуры понятие воза или колесницы появилось у наших предков гораздо позже, чем связанный со сферой дикой природы образ медведя. Как видим, следы первоначальной зооморфной ассоциации данного созвездия сохранились даже в характерном противопоставлении колесницы и медведицы в поговорке про Сожар. О том, что подобное восприятие этого созвездия восходит к эпохе индоевропейской общности, говорят не только данные древнегреческой мифологии, но и его латинское название Arctos – «медведь». В индийской Ригведе слово rkshas означает и звезду, и медведя