Русский стиль в архитектуре. От терема до Казанского вокзала - стр. 4
Несохранившаяся Десятинная церковь, перестроенная В. П. Стасовым. Фото 2-й пол. XIX в.
В XI веке в Киеве был возведен Софийский собор, который за прошедшие столетия был очень серьезно перестроен и не сохранил практически ничего от первоначального облика. Правда, на стенах современного здания сохранились фрагменты открытой древней кладки. Существуют реконструкции Софийского собора, которые демонстрируют, что изначально он имел довольно приземистые толстые стены, небольшие окна и полукруглые невысокие купола, характерные для византийских храмов. Изначально храм состоял из пяти нефов; нефом принято называть продолговатую часть интерьера, которую отделяют от соседних нефов ряды колонн. Поперечный неф именуют трансептом. Такая конструкция крестово-купольного храма также пришла из Византии и прочно укоренилась на русской земле. Что значит «крестово-купольный»? В упрощенном виде это словосочетание означает храм, пространство которого в плане напоминает крест. Колонны делят его на некое подобие ячеек, над центральной ячейкой располагается купол с крестом.
К середине XI столетия каменные храмы, видимо, имелись практически во всех крупных городах Древней Руси. Крепостные стены при этом могли оставаться деревянными.
И в Византии, и на Руси было много одноглавых храмов – то есть украшенных только одним куполом. Но куполов могло быть значительно больше; например – три (в честь Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого) или тринадцать – в честь Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
В Софийском соборе Киева сохранились фрески и мозаики XI столетия; искусство создания мозаики, пришедшее к нам из Византии, было утрачено в годы ордынского завоевания и впоследствии возрождено Михаилом Васильевичем Ломоносовым уже в XVIII веке. Позднее, в годы господства русского стиля, мозаики станут неотъемлемой частью архитектуры.
Богоматерь Оранта («Молящая»). Мозаика Софийского собора в Киеве. XI в.
В целом византийское наследие для Руси было очень серьезным и значимым. Это не только способы постройки каменных храмов и азы иконописи, но и основы христианской веры в целом. После падения Византии под ударами турок именно Русское государство стало считаться непосредственным ее наследником. Так возник постулат «Москва – третий Рим»: на территориях Римской империи христианство возникло как религия, в Византии оно достигло расцвета, ну а Русь в итоге стала хранительницей истинной веры после гибели обеих великих империй…