Русский серебряный век: запоздавший ренессанс
1
Шестаков, Вячеслав. Искусство и мир в «Мире искусства». М., «Славянский диалог», 1998.
2
Шестаков В. Артистизм и эстетизм в теории и практике «Мира искусства // Метаморфозы артистизма: проблемы артистизма в русской культуре первой трети ХХ века. М., РИК, 1997. С. 41–53; Шестаков В. Эстетизм против дидактизма (Об эстетической программе «Мира искусства») // Теории художественной культуры, вып. 11, ГИИ, URSS, 2008. С. 233–263; Шестаков В. Эстетизм как феномен и программа журнала «Мир искусства» Сергея Дягилева // С. П. Дягилев и современная культура. Пермь. 2010. С. 37–72.
3
Шестаков В. Эстетизм Константина Леонтьева // «Свободная мысль», 1994, № 7–8. С. 65–75; Шестаков В. Василий Розанов – птица певчая «Серебряного века» // «Вопросы культурологии», 2007. С. 28–32; Шестаков В. Неведомый шедевр М. В. Нестерова // «Человек». 1984, № 3. С. 74–86.
4
Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. М. «Терра» – «Республика», М., 1999; 2-ое изд. 2010). Шестаков В. Философия любви в России и искусство Серебряного века // Культурологические записки, М. ГИИС, 1997, вып. 3. С. 6–29.
5
Viacheslav P. Shestakov. The Philosophy of Eros and European Art. The Edwin Mellon Press. Lampeter – New York, 1996.
6
См. книгу: «Античность как геном европейской и российской культуры». Общая ред. В. П. Шестакова. СПб., 2016.
7
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., Наука, 1990. С. 63.
8
Бердяев Н. Русская религиозная мысль и революция. // Журнал «Версты», № 3, 1928, С. 45.
9
Бердяев Н. Типы религиозной мысли в России. Париж, YMCA-Пресс. 1989. С. 684.
10
Ронен О. Серебряный век как вымысел и умысел. // Материалы по истории русской литературы. Выл. 4. М., ОГИ, 2000. С. 152.
11
Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; Хорунжий С. С. Серебряный век России как культурнофилософский феномен // Культура. Дайжест. ИНИОН. М., 2000.
12
«Античность и культура Серебряного века». Под ред. Е. А. Тахо-Годи, М., 2010. Эта книга представляет широкий диапазон докладов, посвященных главным образом литературе и филологии. К сожалению, в ней совсем отсутствует философская интерпретация античности, которая представляется нам совершенно необходимой.
13
О влиянии Ф. Ницше на русскую философию и публицистику см.: Шестаков В. П. Ницше и русская мысль // Россия и Германия. Опыт философского диалога. М. 1993. С. 280–306.
14
Розанов В. В. Пестум // Среди художников. Сост. В. П. Шестаков. М. 1991. С. 33–36.
15
«Мир искусства», № 17–18, 1900. С. 100.
16
Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., Искусство. 1991. С. 164–165.
17
Асмус В. Ф. Владимир Соловьев. М., Прогресс. 1994. С. 84.
18
Соловьев Вл. Сочинения в 2-х томах, т. 2, М., 1988. С. 513.
19
Бердяев Н. Метафизика пола “Перевал”, 1907, № 5.
20
Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. С. 189–190. Интерес к философии любви Платона был огромным. См.: Каленов П. Любовь по Платону – «Русский вестник», ноябрь, 1896; Лосев А. Ф. Эрос у Платона – «Г. И. Челпанову от участников его семинара в Киеве 1891–1916», М., 1916. Арсеньев Н. С. Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения – «Журнал Министерства Народного Просвещения» 1913, № 1–2.
21
Белый А. Ницще // Арабески, М., 1911. С. 76.
22
См. Мишке Е. М. «Питающая почва» на рубеже времен: спиралеобразная модель истории Андрея Белого // Античность и культура Серебряного века. С. 253–261.
23
Вестбрук Ф. Дионис и Дионисийская трагедия. Вяч. Иванов: филологические и философские идеи о дионисийстве // Античность и культура Серебряного века. С. 204.
24
Мережковский Д. С. Религия Толстого и Достоевского. СПб, 1908. С. 283.
25
Там же, с. 409.
26
Карсавин Л. П. Noctes Petropolitanae. Петербург, 1922. С. 189.
27
Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990. С. 104.
28
Мне удалось собрать эти работы в книгу Н. А. Бердяев «Эрос и личность», которая вышла в издательстве «Прометей» в 1989 году рекордным стотысячным тиражом. Издательство «Азбука-классика» переиздало эту книгу вторым, пятитысячным тиражом в 2006 году.
29
Лосев А. Ф. Античность и символизм // Античность и культура Серебряного века. М. 2010. С. 473.
30
Пятые Тыняновские чтения. Рига. 1990. С. 222.
31
Оригинальный текст лекций не сохранился, но сохранилась их запись за инициалами Н. Б., которая была опубликована в журнале «Звено» в 1927 году (№ 216–217).
32
Гардзонио С. Античность в поэзии Николая Бахтина // Античность в культуре Серебряного века. С. 379–386.
33
Новополин Г. С. Порнографический элемент в русской литературе. СПБ., 1908.
34
Розанов В. В. Уединенное. СПб., 1922. С. 119.
35
Терц, Абрам. Мои прогулки с Пушкиным. Париж, 1975. С. 17.
36
Публикацию текстов этих авторов см. в антологии “Русский Эрос, или философия любви в России”. Составление и предисловие В. П. Шестакова. М., 1991.
37
Соловьев Вл. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1988, С. 513.
38
Бердяев Н. Метафизика пола / «Перевал», 1907, № 5.
39
Розанов В. В. Опавшие листья. СПб., 1915, короб 2. С. 330–331.
40
Розанов В. В. Люди лунного света. СПб., 1912. С. 78.
41
Там же. С. 82.
42
Троицкий С. Христианская философия брака. YMСA-PRESS. Париж, 1933. С. 131.
43
Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939. С. 190.
44
Розанов В. В. Уединеное. СПб., 1912. С. 205.
45
Розанов В. В. Опавшие листья. СПб., 1913, короб 1. С. 322.
46
Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви // «Перевал», 1907, № 6. С. 26.
47
Работы Бердяева о любви собраны и изданы в книге: Н. А. Бердяев. Эрос и личность. Философия пола и любви. Составление и предисловие В. П. Шестакова. М., 1989. Это одно из первых тематических изданий работ Бердяева в России в пост-советскую эпоху.
48
Бердяев Н. А. Эрос и личность. С. 15–16.
49
Там же. С. 22.
50
Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж. 1939. С. 196.
51
Бердяев Н. Самопознание. Париж, 1949. С. 87.
52
Вышеславцев Б. Этика преображенного Эроса. Париж. 1931. С. 191–192.
53
Сазонов Ю. Этика преображенного Эроса // газета «Последние Новости», Париж, 3 ноября 1932; Голенищев-Кутузов И. Р. Преображение Эроса // «Возрождение», Париж, 28 апреля 1932.
54
Флоренский П. Столп и утверждение истины.
55
Там же.
56
Булгаков С. Свет невечерний. М. 1917. С. 296.
57
Там же. С. 300.
58
Вестник Русского Христианского Движения, 1984, № 141. С. 120.
59
Ильин И. А. Без любви (Письмо к сыну) // «Поющее сердце». Мюнхен, 1958. С. 11.
60
Ильин И. А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. С. 50.
61
Вышеславцев Б. Достоевский о любви и бессмертии // «Современные записки», № 50, Париж, 1932.
62
Гиппиус З. О любви // газета «Последние Новости», Париж, июль 1925.
63
Мандельштам Ю. О любви // «Литературный смотр. Свободный сборник» Париж, 1939.
64
Kierkegaard S.
65
Ibid., p.
66
Ibid., p.
67
Silk M., Stern J. Nietzsche on Tragedy. London Cambridge University Press. 1981. P. 296.
68
Ницше Ф. Сочинения. М., 1990, т. 1. С. 52.
69
Там же. С. 50.
70
Strong T. Nietzsche’s Political Aesthetics, in – Nietzsche’s Seas. Exploration in Philosophy, Aesthetics, and Politics. London. 1991.
71
Манн Томас. Собрание сочинений. М., 1961. Т. 10. С. 385.
72
Ellman Richard. Oscar Wilde. London, 1988, P. 311.
73
The Artist as Critic. Critical Writings of Oscar Wilde. London. P. 406.
74
Ibid. P. 235–236.
75
Ibid. P. 237.
76
Манн, Томас. Собрание сочинений. М., 1961, т. 10. С. 366–367.
77
Там же. С. 385.
78
Леонтьев К. Моя литературная судьба, Лондон, 1965. С. 20.
79
См. Закржевский А. Одинокий мыслитель (Константин Леонтьев) – «Христианская мысль», № 12, Киев, 1916. С. 108.
80
См. Бердяев Н. Константин Леонтьев. С. 101–102.
81
Леонтьев К. Собрание сочинений, СПб., 1913, Т. 6. С. 64
82
Леонтьев К. Моя литературная судьба. С. 21.
83
Там же. С. 22.
84
Бердяев Н. Константин Леонтьев. С. 101–102.
85
Булгаков С. Победитель – Побежденный, – в сб. «Тихие Думы», М., 1918. С. 119–120.
86
Там же. С. 123.
87
Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1989. С. 585–586.
88
Леонтьев К. Письма к Василию Розанову. С. 34.
89
Письма Константина Леонтьева к Василию Розанову. С. 26.