Размер шрифта
-
+

Русский путь. Кто спасет страну? - стр. 41

вся Объективная реальность распадается на две составляющих:

• То, что ощущается непосредственно органами чувств.

• То, что органами чувств непосредственно не ощущается, но не ощутимое непосредственно присутствие чего выявляется рассудочно-интеллектуально на основе осмысления восприятия Мира, ограниченного возможностями органов чувств. Иными словами, к этой категории относится все то, что соответствует рассудочной активности индивидов на тему «есть что-то еще за пределами восприятия наших органов чувств».

Развитие мировоззрения и миропонимания невозможны без некоторой интеллектуальной деятельности. Одно из направлений интеллектуальной деятельности – обобщение частностей. На уровне миропонимания обобщение частностей выражается как самостоятельное порождение индивидом обобщающих понятий и освоение обобщающих понятий, уже наличествующих в культуре. На уровне мировоззрения процесс обобщения частностей выражается в сведе́нии частностей во множества по каким-то характерным для каждого множества признакам и оперирование множествами образов как в процессе моделирования течения событий, так и в процессе дальнейших обобщений частностей.

Процесс накопления частностей и их обобщение наиболее интенсивно протекает в детстве и подростковом возрасте: «киска» и «собачка» это – животные, а «Волга», «Мерседесы» и прочие «машинки» – автомобили. Спустя какое-то время такого рода последовательности обобщений приводят к понятию «биосфера» и осознанию биосферы как явления, а все рукотворное сводится к понятиям «техносфера», «памятники и достижения культуры» и т. п.

В результате во взрослую жизнь индивид входит с мировоззрением и миропониманием, структура последовательности обобщений в которых в целом сформировалась и в которые – при сохранении их структурного типа – на протяжении дальнейшей жизни вносятся какие-то новые частности и переопределяются взаимосвязи между компонентами. Это касается подавляющего большинства людей. Исключения, когда в жизни людей на каком-то этапе происходит кардинальная перестройка структуры последовательности обобщений, и соответственно – мировоззрения и миропонимания – в обозримой истории и современности крайне редки.

Собственное «Я» объективно обретает в мировоззрении и миропонимании ранг центра Мироздания. Кстати, в русском языке это характеризуется фразеологизмом «взгляд со своей колокольни».

При этом, если не с внутриутробного периода жизни, то с младенчества, наиболее устойчиво воспринимаемая органами чувств и осознаваемая индивидом на основе чувств частность – это сам индивид. Вследствие этого его собственное «Я» обретает в процессе становления и развития мировоззренческой системы личности и миропонимания ранг «начала системы координат», с которым непосредственно или через цепочки взаимосвязей соотносятся все частности и все обобщения. Иными словами, собственное «Я» объективно обретает в мировоззрении и миропонимании ранг центра Мироздания. Кстати, в русском языке это характеризуется фразеологизмом «взгляд со своей колокольни». Поэтому мировоззрение, складывающееся в процессе личностного развития на основе информации, поступающей от органов чувств непосредственно или из

Страница 41