Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день - стр. 43
Кроме нечистой силы в Святки, особенно в «страшные вечера», активность проявляли, по народным представлениям, колдуны и ведьмы. Только колдун или колдунья, по поверьям, могли прийти в чужую избу накануне или в день праздника и попросить огня из печи, что, несомненно, должно было привести к «выведению спорины» в доме, т. е. лишению удачи, благополучия. А во время гаданий нечистая сила может удушить неосторожную гадальщицу или утащить ее в «иной мир», что есть одно и то же.
Полное и окончательное очищение от «страшных вечеров», с их ужасами, разгулом и бесчинствами, совершалось в день великого водосвятия в Крещение Господне – в праздник, завершавший Святки.
Две святочные недели представляли собой важнейший период в народном календаре, так как старшее поколение передавало младшему народную мудрость, традиции и знания, накопленные предками.
8 января. Бабьи каши
Именины: Ефим, Константин.
Православный календарь: Второй день праздника Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы.
Народные приметы: Если метель в этот день, то пчелы будут хорошо роиться. Если этот день ясный, то будет хороший урожай проса, а если пасмурный, недород его. Каша в печи румянится – к снегу. Синички с утра пищат – ожидай мороза ночью. Галки и вороны кричат беспрерывно – к снегопаду или метели.
Народные поверья и обычаи: «Бабьи каши» – праздник повивальных бабок и рожениц. Женщины, родившие детей в данном году, и повивальные бабки собирались в церкви и служили молебен перед иконой «Блаженное Чрево», называемой в народе «Чрева-Рождения». После молебна роженицы приглашали повитух к себе в гости, одаривали деньгами и угощали специально приготовленной в этот день кашей. Это ритуальное угощение, изготавливаемое повсеместно у русских, и дало название празднику «Бабьи каши»: «В праздник каш всяк с ложкой ходит – полный черпак семью не разгонит».
К повивальным бабкам относились уважительно, так как, по народному поверью, между повитухами и детьми, которых они приняли, на всю жизнь устанавливались духовно-родственные отношения. Повивальная бабка несла ответственность за повитого ею ребенка и занимала почетное место среди родственников этого ребенка в обрядах, относящихся к важнейшим событиям его жизни: во время крестин, свадьбы, проводов в армию (у мальчиков).
И каша у русского человека испокон веков была в почете. Она была не только любимой едой на каждый день, но и торжественным, обрядовым кушаньем. В Древней Руси свадебный пир называли «кашей». В сказках и былинах каша – символ богатства и благополучия. Наши предки, заключая мирный договор, варили кашу и ели ее вместе с бывшими противниками в знак союза и дружбы. Отсюда и пошло выражение «с ним каши не сваришь».