Русский мир и Тибет. Том 1 - стр. 44
После обучения они вернулись в У-Цанг. Молодые учёные смогли организовать приезд Атиши в начале 1042 и распространить Учение Буддизма в Лхо-кха (южный Тибет). В этом регионе Учение было очень сильным и был основан Монастырь Сакья – школа Сакья в 1073.
Следующие два века Сакья доминировала в политическом, религиозном и культурном плане. Монастырь Цурпху, основная резиденция Кармапы был основан в 1155.
На северо-востоке (на землях, захваченных Тибетом в ходе танско-тибетских войн) возникло государство Гусыло.
Тибетская теократия
Лхаса. Дворец Далай-ламы
(данное фото находится тут://topwar.ru/58621-tibetskiy-vopros-kitaya-est-li-reshenie.html) Восстановление буддизма
Со смертью Ландармы произошёл распад Тибета на несколько независимых княжеств.
Гонения на буддизм прекратились, но в то же время он утратил поддержку со стороны центрального правительства, которого теперь не существовало.
Вёсун и Пэл Корцэн продолжали строить храмы и монастыри. Многие тантристы прятались до времени и вели жизнь обычных мирян, практикуя тайно.
Учение оживилось, когда из Кама прибыли монахи. Тибетские учёные ламы по-разному описывали продолжительность упадка буддизма, но усреднённое: 901—1009.
Учитель Лумэ Шераб Цултим и Сумпа Еше Лодой первыми начали строить новый храм, но неудачно. Появились группы монахов, которые назывались 4 колоны, 8 балок, 32 стропила и опоры.
Из Кама приехал Рагши Цултим и Ба. Бацун Лодой Чжуннэ, ученик Буцела Церхана.
Его ученик Чен-вёг Лодой Гьялцэн построил много храмов, включая Чжэ. Дин Еше Йонтэн при помощи Лхалуна создал монашеские общины в Камсун Сан-кхане.
Чёгкьи Догпа и Гэпэ-лхакане с учениками построили монастыри в У-ру Карчуне, Тэггу и других местах. В 978 прибыли Шестеро из У-Цанга и посвятили много монахов.
Поздняя проповедь Учения. Начальный этап.
В скиту Пэл Чувори три монаха Марпэн Шакьямуни из Йорто, Йо Гэчжун из Танчундо и Цан Рабсэл из Гьярабпа взяв с собой книги по Винае и Абхидхарме, Кармашатака, бежал в Западный Тибет.
Они шли ночами и достигли Ари. Оттуда, скорее всего, в Уйгурию. Они жили у учёного Шакьяб Шераба и от него поехали в Амдо.
У тамошнего царя был – главный министр Додаг Нанти-сумчжэ. В 891 он умер и переродился в селении Цонха Дэкам в 892 г.
Он вырос и получил мантры от Нон Чжампэла в скиту Шинпён.
По свидетельству Бан Ринчэна Дорджи он имел видение Авалокитешвары.
Он изучал мадхьямику и ньяю с Кьи Гьялвэ-Цугтором и йогатантру с Нам Гиндины Жанчубом.
Он решил принять монашество. Его наставниками при посвящении были Цан Рабсэл, а Йо и Map были наставниками (ачарьями).