Русский хронограф. От Рюрика до Николая II. 809–1894 гг. - стр. 30
– Дай сына своего, да принесем его богам, – потребовали у него киевляне.
– Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына, – ответил Федор. – А вы-то зачем совершаете им требы?.. Не боги это, а простое дерево: нынче есть, а завтра сгниет.
Возмущенные киевляне убили Федора и его сына Иоанна. Эти варяги стали первыми христианскими мучениками на Руси. Память – 12 июля.
Впоследствии на месте их мученической кончины была выстроена Десятинная церковь[17].
✓ 12 июля. В местечке Любече, близ Чернигова родился будущий преподобный Антоний Киево-Печерский († 1073). Постриг принял в юности на Афоне. За высокие подвиги был послан в Россию для устройства там монашеской жизни. Память – 10 июля и 2 сентября.
Имперский сейм в Вероне призвал к «походу против греков и сарацин» (византийцев и мусульман).
✓ 23 марта. Пасха.
Великий князь Владимир Красное Солнышко продолжил объединять в одно государство восточно-славянские племена. Поход войска князя Владимира под предводительством воеводы, прозванного Волчий Хвост, на радимичей, населявших междуречье Днепра и Десны. Сражение на реке Пищань (притоке Сожи). На радимичей наложена дань.
Смерть Оттона отсрочила готовящийся поход «против греков и сарацин».
✓ 12 апреля. Пасха.
Основан Брянск как укрепленное поселение на высоком берегу Десны (первоначально Дебрянск).
Поход князя Владимира с дядей его Добрыней на Волжскую Булгарию и хазар. Попытка его завоевать столицу – город Великий Булгар (близ нынешней Казани).
Предание утверждает, что воевода Добрыня, указывая на пленников, сказал великому князю Владимиру:
– Такие дани не дадут…
– Почему? – спросил князь.
– Они все в сапогах, пойдем искать лапотников…
Заключение мира с булгарами. «Толи не будеть межю нами мира, оли камень начнеть плавати, а хмель начнеть тонути».
✓ 4 апреля. Пасха.
По преданию, в этот год начались прения о вере, которую должна принять Русская земля.
Первыми, как свидетельствует «Повесть временных лет», появились в Киеве хазары, исповедовавшие магометанство. Рассказы о пророке Магомете, о рае, наполненном по представлению мусульман прекрасными гуриями, показались великому князю Владимиру довольно занятными, но его огорчил введенный в мусульманстве запрет на употребление вина.
«Руси есть веселие питие… – сказал князь, прощаясь с послами. – Не можем без того быть».
Неуспех первого посольства не смутил хазар. Второе посольство из Булгарии поведало Владимиру об иудейской вере.
– Мы веруем во единого Бога – Бога отцов наших Авраама, Исаака и Иакова… – рассказывали они.