Размер шрифта
-
+

Русские в британских университетах. Опыт интеллектуальной истории и культурного обмена - стр. 38

Как и Оксфорд, Кембридж обладает прекрасным собранием искусства, хранящимся в музее Фитцуильям. Этот музей представляет собой один из крупнейших художественных музеев Великобритании, ненамного уступающий по своему значению и собранию художественному музею Оксфорда Эшмолиэн. Его часто называют «изящным маленьким музеем Европы».

Музей был основан Ричардом, седьмым виконтом Фитцуильям. Он часто посещал Италию, собирал там картины, графику и рукописи. Фитцуильям умер в 1816 году, и по его завещанию все его коллекции и денежная сумма в 115 фунтов перешли университету для постройки музея. В 1834 году архитектор Джордж Базеви спроектировал здание музея, которое было открыто в 1848 году.

Это здание выстроено в стиле классицизма, с роскошным коринфским портиком. В нем 46 галерей и пять отделов: древностей, прикладного искусства, монет и медалей, рукописей и книг, живопись, рисунок и графика, старинного оружия, пожертвований и подарков. С 1908 года директором музея становится Сидни Кокерелл, который начинал свою карьеру секретарем у Уильяма Морриса. Кокерелл перевесил все картины из коридоров первого этажа на стены галерей, добавил новые картины, старинную мебель.

В 70-х годах директором музея стал Майкл Джаффи, который добавил к экспозиции занавеси. С 1995 директором становится Дункан Робинсон, который до этого был заведующим отделом живописи и рисунка (с 1976 по 1981 гг.), затем 14 лет возглавлял Йельский центр Британского искусства (Yale Centre for British Art).

В год музей расходует один миллион фунтов (бюджет музея Эшмолиэн в Оксфорде в 2,5 раза больше). Многие произведения, представленные в экспозиции музея или хранящиеся в его фондах, являются подарками от университетской профессуры. В музее имеются постоянные выставки новых поступлений, и публика имеет возможность выразить их оценку. Как и многие музеи мира, Фитцуильям страдает от недостатка площадей, и в настоящее время происходит реконструкция музея, достройка нескольких новых фасадов.

В коллекции музея находятся картины выдающихся английских мастеров – Хогарта, Гейнсборо, Блейка, Сэмюэля Палмера, Стенли Спенсера. Особый интерес представляют работы английских прерафаэлитов. Из иностранных мастеров здесь находятся шедевры Веронезе, Тициана, Рубенса, Сезанна, Ренуара. Большое количество работ, в особенности графических, находится в запасниках музея.

Тот, кто впервые попадает в Кембридж, с трудом обнаружит местонахождение университета. Здания университета как такового нет, за исключением факультетов и лекционных аудиторий, разбросанных в разных местах. Но зато он столкнется с обилием колледжей, в которых за высокими стенами, в старинных, часто средневековых помещениях живут студенты и преподаватели. Действительно, Кембридж представляет собой совокупность нескольких десятков, чуть больше 30, колледжей. Это, по сути дела, маленькие, независимые друг от друга, изолированные государства, каждый со своим правительством в лице мастера, со своими финансами, своей библиотекой, церковью и, что немаловажно, – кухней. Несмотря на одинаковую структуру, все колледжи отличаются друг от друга. Есть колледжи богатые и бедные, большие и маленькие, консервативные и либеральные, старинные и новые, мужские и женские, с хорошей и плохой репутацией.

Страница 38