Размер шрифта
-
+

Русские суеверия - стр. 31

мордовский

Моск. – московский

Мурм. – мурманский

Муром. – муромский

Нижегор. – нижегородский

Новг. – новгородский

Новг., Белоз. – Новгородская губерния, Белозерский уезд

Новг., Череп. – Новгородская губерния, Череповецкий уезд

Новосиб. – новосибирский

Олон. – олонецкий

Онеж. – онежский (бассейн Онежского озера)

Оренб. – оренбургский

Орл. – орловский

ОРЯС – отделение русского языка и словесности Петербургской академии наук

Оять – бассейн р. Оять

Пенз. – пензенский

Перм. – пермский

Петерб. – петербургский

Печор. – печорский (бассейн р. Печора)

Поволж. – поволжский

Приаргун. – приаргунский

Псков. – псковский

РЭМ – Российский этнографический музей

Рязан. – рязанский

С. – село

Самар. – самарский

Саратов. – саратовский

Свердл. – свердловский

Сев. Дв. – бассейн р. Северная Двина

Сибир. – сибирский

Симбирск. – симбирский

Смолен. – смоленский

Сургут. – сургутский

Тамбов. – тамбовский

Твер. – тверской

Тобол. – тобольский

Томск. – томский

Тульск. – Тульская губерния, область

Тюменск. – тюменский

Урал. – уральский

Уфим. – уфимский

Череп. – череповецкий

Читин. – читинский

Якут. – якутский

Яросл. – ярославский

Русские суеверия

А

АДÁМОВА ГОЛОВÁ, АДÁМОВА БОРОДÁ, АДÁМОВА КОСТЬ, АДÁМОВО РЕБРÓ, АДÁМОВЩИНА – растения и предметы необычной формы, наделяемые целебной или сверхъестественной силой.

В представлениях об адамовщине грань между ее реальными и фантастическими свойствами трудноуловима: у народа многое необычайное в природе, «напоминающее формы человека», «равно как и все то, что относится до отдаленных времен, носит название адамова или адамовщины. Ядовитое растение Actaea spicata L., самое употребительное средство от всех почти болезней в Вятской губернии, именуется адамовым ребром. Мячики синие (Echinops Ritro L.) зовутся в Пермской губернии адамовой головой. Растение это зашивают в ладанку вместе с петровым крестом (трава, по виду похожая на крест) и вешают коровам на шею в предостережении от чумы. В Нижегородской губернии универсальным средством от всякой болезни считается такое наставление: взять корень петрова креста и травы адамовой головы, зашить в рубашку по швам и особенно на воротник или навязать на крест» 〈Демич, 1899〉.

Описание травы адамовой головы неизменно встречаем в старинных травниках, где она именуется «царь во всех травах»: «Есть трава адамова голова, растет возле сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12, в листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо – кувшинцы всяким видом. И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже. 〈…〉 И принеси ту траву в дом свой, который человек порчен и кто портит – дай пить, и того обличит. А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол (церковный. –

Страница 31