Размер шрифта
-
+

Русские суеверия - стр. 129

〈Осокин, 1895〉.

«О первобытных людях сохранилось предание, что они были несравненно сильнее, долговечнее и больше ростом, чем теперешние. Отсюда такая приговорка: „Встарь люди были божики, а мы – люди тужики, а поздней будут еще люди пыжики: двенадцать человек соломинку поднимать так, как прежние люди поднимали такие деревья, что нонешним и ста человекам не поднять“» (орл.) 〈Трунов, 1869〉.

Мотив неотвратимого мельчания настойчиво звучит в преданиях о «бывалошних» людях, в конце концов их крохотные потомки станут «семеро одну соломинку поднимать» (тамбов.) 〈Соколова, 1970〉. Помимо долголетия, странной либо «чудовищной» внешности, древние исполины наделены знахарскими (колдовскими) знаниями и непомерной силой. Они способны изменять ландшафт: наваливают неподъемные груды камней; скусывая гору, производят овраги (симбирск.).

«Колымские предания изображают первых завоевателей края великанами и знахарями. Описывают огромные суда с каменными якорями, которые были будто бы так велики, что перед ними нужно было расчищать речной фарватер» 〈Богораз, 1899〉.

«По Спасскому, Пречистенскому и другим [уездам] рассказывают: „Были в старину богатыри, они пили пиво и вино по целой братине зараз, не переводя духа. Ныне их нет, они прокленены, и все окаменели. Под городищем, у Спаса, жил один богатырь, когда проклинали, он окаменел в таком самом положении, якобы хотел садиться на коня, поставил ногу в стремено и тут же окостенел на веки вековечные, и по весне, по временам, слышится там, в горе, в кургане, богатырский голос и посвист, мелькает огонек и тлится. Да и на гору иди не оглядывайся… Из таких богатырей другой жил в переднём, третий в заднем, четвертый в Каю около Карина… Они если нужно было один другого позвать в гости, то бросали с письмом стопудовую палицу“» (вятск.) 〈Кибардин, 54〉.

Перебрасывание тяжестей, подчеркивающее необычайную силу, – традиционный мотив преданий о великанах, живших прежде обычных людей. Эпизод «перебрасывания топорами» (палицами) очень устойчив, отмечен в несказочной прозе Олонецкой, Рязанской, Тверской, Смоленской, ряда других губерний России; включен в русские предания о разбойниках-богатырях 〈Соколова, 1970〉. Мотив окаменения либо «пребывания в камне», обычно вследствие святотатства или проклятия, столь же характерен для повествований о «волшебных людях», легендарных богатырях, разбойниках-колдунах, которые записаны на Урале и в Сибири. Подобными трансформациями объясняют возникновение необычных (почитаемых) компонентов ландшафта.

Богатыри более позднего времени соединили в себе качества мифических великанов и народных героев. Переславль «имеет предание о каком-то Васе Переславце, на которого если кто взглядывал, то никакая шапка не удерживалась на голове: так этот Вася был высок ростом. В Тульской губернии подобный же богатырь вырывал под засеками столетние дубы с корнем» 〈Макаров, 1838〉. Архангельские крестьяне полагали, что богатыри – «люди очень рослые и обладающие такой силой, что толпа обыкновенных людей на одного из них ничего не значит» (Еруслан Лазаревич взмахом метлы убивал целые тысячи войска). «Верование в таковых людей… поддерживается и распространяется в народе посредством картин суздальской работы, которые можно найти в каждом крестьянском доме подле изображения святых. Случалось видать во время хождения по крестьянским домам с крестом и святою водою, что к изображению Еруслана Лазаревича, прибитого близ святых икон, поставлена зажженная восковая свеча» 〈Ефименко, 1877〉.

Страница 129