Русские писатели детям - стр. 14
Рядом с ним шагал Федюшка в отцовском картузе. Каштанка глядела им обоим в спину, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется, что жизнь ее не обрывалась ни на минуту.
Вспомнила она комнатку с грязными обоями, гуся, Федора Тимофеича, вкусные обеды, ученье, цирк, но все это представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…
Леонид Андреев
Петька на даче
Леонид Николаевич Андреев
(1871–1919)
Л.Н. Андреев – один из самых ярких русских писателей.
Окончив юридический факультет Московского университета, он работал судебным хроникером и начал публиковать свои литературные труды.
Уже в ранних сочинениях проявилось скептическое отношение писателя к жизни, неверие в разум человека, в возможность социального переустройства жизни.
Особый литературный язык и стиль Андреева – экспрессивный и размашистый, полный символов и гротеска – был очень популярен в дореволюционной среде.
Андреев принял революцию 1905 года, но впоследствии отказался от революционных взглядов. Герои его произведений оказываются совершенно беззащитными перед сокрушительной силой зла, они покоряются этой темной стихии.
В произведениях, где главными героями являются дети, – Андреев показывает равнодушие и жестокость мира к маленькому человеку, вынужденному жить по непосильным для него взрослым законам.
Рассказ «Петька на даче» был написан в 1899 году.
Осип Абрамович, парикмахер, поправил на груди посетителя грязную простынку, заткнул ее пальцами за ворот и крикнул отрывисто и резко:
– Мальчик, воды!
Посетитель, рассматривавший в зеркало свою физиономию с тою обостренною внимательностью и интересом, какие являются только в парикмахерской, замечал, что у него на подбородке прибавился еще один угорь, и с неудовольствием отводил глаза, попадавшие прямо на худую, маленькую ручонку, которая откуда-то со стороны протягивалась к подзеркальнику и ставила жестянку с горячей водой. Когда он поднимал глаза выше, то видел отражение парикмахера, странное и как будто косое, и подмечал быстрый и грозный взгляд, который тот бросал вниз на чью-то голову, и безмолвное движение его губ от неслышного, но выразительного шепота. Если его брил не сам хозяин Осип Абрамович, а кто-нибудь из подмастерьев, Прокопий или Михаила, то шепот становился громким и принимал форму неопределенной угрозы:
– Вот погоди!
Это значило, что мальчик недостаточно быстро подал воду и его ждет наказание. «Так их и следует», – думал посетитель, кривя голову набок и созерцая у самого своего носа большую потную руку, у которой три пальца были оттопырены, а два другие, липкие и пахучие, нежно прикасались к щеке и подбородку, пока – туповатая бритва с неприятным скрипом снимала мыльную пену и жесткую щетину бороды.