Размер шрифта
-
+

Русская развлекательная культура Серебряного века. 1908-1918

1

См. об этом замечательную книгу М.О. Янковского, сохранившую и по сей день свою научную ценность: [Янковский, 1937].

2

См. подробнее: [Литвиненко, 1999].

3

См. подробнее: [Уварова, 2013].

4

[Долгов, 1907, с. 523].

5

[Кугель, 1908, с. 100].

6

[Там же].

7

[Кугель, 1908, с. 892].

8

[Кугель, 1910, с. 220].

9

[Там же, с. 221].

10

[Там же, с. 220].

11

См. подробнее: [Тихвинская, 1995]. Первая и пока единственная монография на эту тему.

12

[Евреинов, 1998, с. 137-138, 152-153, 158-159].

13

[Кугель, 1908, с. 893].

14

В качестве примеров ценнейших публикаций на тему по сбору и описанию драматургии кабаретной и эстрадной сцены следует назвать следующие: [Известная и неизвестная эстрада.., 2010; Щербатов, 2014]. Нельзя также не упомянуть два номера журнала «Slavic Almanac: The South African Journal for Slavic, Central and Eastern European Studies», посвященные творчеству П. Потёмкина и включающие публикацию уникального собрания его пьес; см.: [Slavic Almanac, 2011; 2012].

15

См. подробнее: [Брызгалова, 2006].

16

[Негорев, 1908, с. 854]. Н. Негорев – один из псевдонимов А.Р. Кугеля.

17

См.: [Без подписи, 1909, с. 7].

18

[Василевский, 1909, с. 5].

19

[Щербаков, 2014, с. 48].

20

[Бонч-Томашевский, 1912-1913]. Статья переделана из доклада, прочитанного автором во Всероссийском литературно-драматическом и музыкальном обществе имени А.Н. Островского в Санкт-Петербурге. Бонч-Томашевский Михаил Михайлович (1887-1939) – кинорежиссер, активный деятель кабаретной культуры, писал для кабаре и о кабаре, ставил спектакли, участвовал в организации кабаре «Дом интермедий» Вс. Мейерхольда (1910), а позднее, в 1916 г., возглавлял кабаре «Мозаика» и «Жар птица» в Москве. Издавал журнал «Маски»; в 1915-1916 гг. снимал кинокартины.

21

[Там же, с. 21].

22

[Там же, с. 21].

23

[Там же, с. 35].

24

[Там же, с. 35].

25

[Homo novus, 1912, с. 491]. Homo novus – псевдоним А.Р. Кугеля.

26

[Ростиславов, 1913, с. 39].

27

[Лопатин, Лопатина, 2007, с. 643].

28

[Даль, 1903, стб. 1484].

29

[Тынянов, 1977, с. 201].

30

Тут, конечно, следовало бы сказать: «Весов».

31

[Жизнь и смерть.., 1989, с. 59].

32

[Жизнь и смерть.., 1989, с. 70].

33

[Там же].

34

[Брюсов, 1990, с. 117].

35

[Там же, с. 118]

36

См.: [Литературное наследство, 1976, с. 693-694].

37

Cм.: [Богомолов, 2010, с. 93–64].

38

[Богомолов, 2009, с. 97-98].

39

[Богомолов, 2010, с. 107].

40

См.: [Богомолов, 1999, с. 279-310].

41

Тон такой трактовке задала известная статья; см.: [Бердяев, 1917, с. 97-

42

[Богомолов, 2009, с. 154].

43

[Там же, с. 192].

44

[Кузмин, 2000, с. 101, 102].

45

См. библиографию в ст.: [Шруба, 2002, с. 185-186]; ср.: [Шишкин, 2011].

46

«Всего веселее были приготовления, когда Сомов из вороха тряпок и материй мастерил нам костюмы» [Кузмин, 2007, с. 98].

47

Нам, правда, неизвестно, использовались ли эти мушки во время собраний «Гафиза», однако Кузмин носил их как раз в те же дни, когда «Гафиз» процветал. См.: «Наклеили мне к глазу сердце, на щеку полумесяц и звезду, за ухо небольшой фаллос…» [Кузмин, 2000, с. 178]. Эта запись сделана 21 июня 1906 г., собрание же состоялось 16 июня. Описывая возвращение после него, Кузмин говорил: «Сомов хочет нарисовать мне чертика для мушки под мышкой» [Там же, с. 175]. Вечером 21 июня, перед сном, Кузмин его наклеил, а 23 июня показывал Ивановым.

48

Они не осуществились, да и не могли осуществиться в силу противодействия многих членов. См. в дневнике Кузмина: «Гафиз предлагается на новых началах, не то в виде тенишевских занятий, где полчаса лекции, полчаса беготня, со строгой регламентацией, не то мессы, не то Думы» [Там же, с. 177].

49

Цит. по: [Богомолов, 1995, с. 82].

50

НИОР РГБ. Ф. 109. Карт. 10. Ед. хр. 3. Л. 36.

51

См.: «Евгений Онегин», глава шестая, строфа XXI [Пушкин, 1964, с. 127]. Конечно, понятие «стихи на случай» использовано Пушкиным и Ивановым в разных смыслах: у Пушкина имеется в виду «на случай сохранились», то есть сохранились случайно.

52

См.: [Misler, 2012].

53

См.: [Анциферов, 1991; Максимов, 1986; Орлов, 1984; Топоров, 2003, Хансен-Лёве, 1999; Москва и «Москва» Андрея Белого, 1999; Минц, Безродный, Данилевский, 2004] и др.

54

Предварительную постановку вопроса см. в наших статьях: [Магомедова, 2004а; Магомедова, Тамарченко, 2008].

55

Цит. по: [Блок, 1997-, т. 8, 2010, с. 8].

56

Цит. по: [Брюсов, 1973-1975, т. 1, 1973, с. 514]. Здесь и далее выделено

мною.

57

Сходную постановку вопроса по отношению к жанру «симпосиона» в русской литературе см.: [Виролайнен, 1998; Шишкин, 1998]; см. также общую постановку вопроса в работе: [Венцлова, 2012].

58

Цит. по: [Брюсов, 1973-1975, т. 1, 1973, с. 492].

59

Цит. по: [Там же, с. 492].

60

Цит. по: [Там же, с. 414-415].

61

Цит. по: [Блок, 1997-, т. 3, 1997, с. 10].

62

Цит. по: [Блок, 1997-, т. 2, 1997, с. 57].

63

Цит. по: [Брюсов, 1973-1975, т. 1, 1973, с. 335].

64

Цит. по: [Блок, 1997-, т. 2, 1997, с. 100].

65

Цит. по: [Там же, т. 3, 1997, с. 10].

66

Цит. по: [Бальмонт, 1989, с. 364-365].

67

Цит. по: [Брюсов, 1973-1975, т. 1, 1973, с. 414-415].

68

Цит. по: [Белый, 1994, с. 173].

69

Цит. по: [Там же, с. 170].

70

Цит. по: [Блок, 1997-, т. 3, 1997, с. 22-23].

71

Цит. по: [Белый, 1994, с. 167-169].

72

См.: [Лавров, 1995, с. 259; Пискунова, 1994, с. 513].

73

Цит. по: [Бальмонт, 1989, с. 364-365].

74

[Виролайнен, 1998, с. 47].

75

Как тяжела ты, легкая любовь! (фр.)

76

[Кузмин, 1996, с. 154-156].

77

[Мандельштам, 2001, с. 137].

78

[Там же, с. 179-181].

79

[Там же, с. 180].

80

Стихотворение «Лето» (1930); цит. по: [Пастернак, 1989, с. 388-389].

81

См.: [Adorno, 1966; Benjamin, 1972; Broch, 200la; b; Musil, 2011].

82

Притом что Толстой далек от соблазна разрешить эту проблему революционным путем; см. «Не убий никого»: [Толстой, т. 37, 1936, с. 39-54]. Здесь и далее тексты Л.Н. Толстого цитируются с указанием тома, года его выхода и страницы по изданию: Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: в 90 т. М.: ГИХЛ, 1928-1958.

83

См: «Смерть Ивана Ильича» [Толстой, т. 26, 1936, с. 63].

84

См: «Смерть Ивана Ильича» [Там же, с. 64].

85

См: «Смерть Ивана Ильича» [Там же, с. 68].

86

См: «Смерть Ивана Ильича» [Там же, с. 82].

87

См: «Смерть Ивана Ильича» [Там же, с. 91].

88

См: «Смерть Ивана Ильича» [Там же, с. 98].

89

[Паскаль, 1990, с. 192].

90

Цит. по: [Хайдеггер, <http://www.lib.ru/HEIDEGGER/bytie.txt>].

91

Цит. по: [Хайдеггер, <http://www.lib.ru/HEIDEGGER/bytie.txt>].

92

Заметим, что М. Хайдеггер ссылается на повесть Толстого в своем труде «Бытие и время»: «L.N. Tolstoi hat in seiner Erzählung “Der Tod des Iwan Iljitsch” das Phänomen der Erschütterung und des Zusammenbruchs dieses “man stirbt” dargestellt» [Heidegger, 1967, S. 254]. («В повести “Смерть Ивана Ильича” Л.Н. Толстой описал явление “человек умирает”, которое все расшатывает и от которого все распадается».)

93

См. также у Кафки: «Наше спасение в смерти, но не в этой» [Kafka, 1992, S. 92]. О созвучности идей Толстого и Кафки относительно смерти и о человеческом сообществе см.: [Brod, 1948].

94

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Толстой, т. 26, 1936, с. 81].

95

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Там же, с. 69].

96

См.: «Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная и самая ужасная» [Там же, с. 68], то есть ужасная в своей обыкновенности.

97

Если у Хайдеггера практика отчуждения является основой озаботившегося бытия-в-мире, то для Толстого это – грех и источник страдания, от которых можно и нужно избавиться (Толстому свойственно в этом вопросе придерживаться эпикурейского идеала атараксии). Усредненное (размноженное) существование представителей высших классов разнится от коллективного существования крестьянства, бессмертного, ибо носителем бытия является коллективный субъект.

98

См.: «Альберт» [Толстой, т. 5, 1935, с. 27-52].

99

См.: «Анна Каренина» [Толстой, т. 19, 1935, с. 261-263].

100

Сходное определение искусства находим в работе Хайдеггера «Исток художественного творения», написанной в 1935 г.: «Художественное творение раскрывает присущим ему способом бытие сущего. В творении совершается это раскрытие-обнаружение, то есть истина сущего» (цит. по: [Захарова, 2008]). Таким образом, можно сопоставить представление об истине как о «не-сокрытости» (греч. aXpOsia) с толстовской интерпретацией смысла искусства.

101

См.: «Конец века» [Толстой, т. 36, 1936, с. 266].

102

См.: «Что такое искусство?» [Толстой, т. 30, 1951, с. 169].

103

См.: «Что такое искусство?» [Там же, с. 169].

104

См.: «Что такое искусство?» [Там же, с. 31].

105

См.: «Что такое искусство?» [Там же, с. 83].

106

См. подробнее: [Jurgenson, 2013].

107

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Толстой, т. 26, 1936, с. 79].

108

Герои произведений Толстого, ничего не желающие знать о смерти и пребывающие в имманентности, Толстым отлучены от экзистенции: они лишены объемности, остаются плоскими, не развиваются в ходе повествования. Им же отказано в пользовании оптическим прибором остранения. Такова «правильная» Вера в романе «Война и мир». Все ее высказывания смущают окружающих, ибо в них звучит пустота, двадцатью годами позже поглотившая Ивана Ильича. Единственный – собирательный – образ, от которого не требуется прохождения через страдания для признания своей бренности, а также и остраненного взгляда, – крестьянин: он свободен от противоречия между имманентным и трансцендентным.

109

Если за время болезни Иван Ильич осознает свое положение «обвиняемого», судимого и казнимого, меняясь местами с теми, кого судил раньше, то сам автор занимает позицию высшего судьи, то есть заполняет пустоту, заменяющую Ивану Ильичу Бога. Толстой предваряет Кафку в своем отношении к суду, но при этом занимает божественную позицию, которая окажется невозможна для автора «Процесса».

110

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Толстой, т. 26, 1936, с. 65].

111

См.: «Erfahrung und Armut» [Benjamin, Bd. 2-1, 1982, S. 217].

112

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Толстой, т. 26, 1936, с. 77].

113

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Там же, с. 94].

114

Буквально – тебе нечего здесь искать, ибо современный Беньямину человек, в отличие от предыдущего поколения, не оставляет следов.

115

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Там же, с. 95].

116

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Там же, с. 95].

117

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Толстой, т. 26, 1936, с. 94].

118

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Там же, с. 92].

119

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Там же, с. 83-84].

120

См.: [Смирнов, 2006].

121

См.: [Broch, 2001 b; Musil, 2011].

122

См.: «Essai sur Wagner» [Adorno, 1966].

123

См.: «Creation litteraire et connaissance» [Broch, 1966, p. 53].

124

См.: «Смерть Ивана Ильича» [Толстой, т. 26, 1936, с. 103].

125

См.: «Что такое искусство?» [Толстой, т. 30, 1951, с. 148].

126

См.: «Что такое искусство?» [Там же, с. 169].

127

См.: «Что такое искусство?» [Там же, с. 38].

128

См.: «Creation litteraire et connaissance» [Broch, 1966, p. 357]; см. также: [Coignard, 2008].

129

См.: «Quelques remarques ä propos du kitsh» [Broch, 2001fr, p. 25-26].

130

В своей работе «Опыт и бедность» Беньямин цитирует высказывание Брехта о том, что «при коммунизме распределяется поровну не богатство, но бедность» [Benjamin, Bd. 2-1, 1982, S. 216].

131

См. мою статью о языковой утопии Толстого и идее братства, основанного на создании языка, на котором «ничто» найдет себе наименование: [Jur-genson, 2012].

132

Наметим схему открытия детского журнала или нового раздела в столицах, в 1840-1905 гг.: издатель -> министр народного просвещения -> попечитель учебного округа -> цензурный комитет -Э попечитель учебного округа -> товарищ министра народного просвещения -> император -> товарищ министра народного просвещения -> министр народного просвещения -> попечитель учебного округа -> цензурный комитет -> издатель.

133

Ишимова Александра Осиповна (1804-1881) – известная детская писательница, издатель детских ежемесячных журналов «Звездочка» (1842-1863) и «Лучи» (1850-1860).

134

Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА). Ф. 772. Он. 1. Д. 1724. Л. 7.

135

А. Аверченко, И. Арденин, О. Беляевская, С. Городецкий, В. Князев, В. Лебедев, М. Моравская, М. Пожарова, П. Потёмкин, А. Радаков, Н.В. Ремизов, А. Рославлев, П. Соловьёва, А. Толстой и даже О. Форш и М. Шагинян.

136

См.: [Кормчий, 1918]; см. подробнее: [Хеллман, 2013].

137

См. подробнее: [Душечкина, 2012, с. 75-78].

138

[Каррик, 1912, с. 282].

139

[Потёмкин, 1913, с. 5].

140

[Антипов, Радаков, 1911, с. 8].

141

[Там же].

142

[Князев, 1912а, с. 9].

143

[Там же].

144

См. подробнее: [Кулешов, 2012, с. 76-85].

145

Сесиль Олдин (1870-1935) – знаменитый английский художник, автор известных анималистических и спортивных иллюстраций.

146

[Моравская, 19116, с. 4].

147

[Толстой, 1982, с. 103].

148

[Радаков, 1912, с. 5].

149

[Рославлев, 1913а, с. 30].

150

[Там же, с. 33].

151

[Рославлев, 19136].

152

[Пустынин, 1912, с. 8].

153

[Городецкий, 1912, с. 5].

154

[Беляевская, 1906].

155

[Городецкий, 1911а, с. 1]

156

[Пожарова, 1913, с. 1].

157

См.: [Азбука Галченка, 1912, с. 5].

158

[Сказочка, 1913, с. 5].

159

[Соловьева, 1906, с. 1083].

160

[Городецкий, 19116, с. 11].

161

Цит. по: [Лощилов, 2012, с. 156].

162

Цит. по: [Золотоносов, 2008].

163

[Лощилов, 2012, с. 151-152].

164

[Моравская, 1911а, с. 11].

165

[Морозов, 1960, с. 50].

166

[Бахтин, 1965, с. 95].

167

[Лурье, 2007, с. 14].

168

Пародирование священных текстов (лат.).

169

См. подробнее: [Головин, 2014].

170

[Как живет семейство.., 1912, с. 1].

171

[Володарь, 19125, с. 47].

172

[Четвероногий друг, 1912, с. 16].

173

[Обидная ошибка, 1912, с. 928].

174

[Что случилось в зверинце.., 1910, с. 187].

175

[Цыфиркин, 1911, с. 11-12].

176

[Володарь, 1912а, с. 79].

177

Галченок. 1912. № 20. С. 5. Рис. Н. Радлова.

178

Там же. № 5. С. 5. Рис. А. Яковлева.

179

Там же. № 5. С. 17. Рис. О'Коннен.

180

Там же. № 8. С. 8. Рис. В. Лебедева.

181

[Berger, 1992, р. 29].

182

[Булгаков, 2003, с. 32].

183

[Чуковский, 1991, с. 101].

184

[Кузмин, 1910, с. 34].

185

См.: [Слёзкин, 1915]. В этот сборник включены рассказы «Насыпь», «Нищенка», «Секрет полишинеля», «Мальчик и его мама», «Тапер», «Пыль», «Полина-печальная», «Глупое сердце», «Тетушка Таисия Федоровна». За пределами общей пагинации напечатана реклама романов Ю.Л. Слёзкина «Ольга Орг» и «Помещик Галдин».

186

См.: [Слёзкин, 1915].

187

См.: [Там же].

188

[Львов-Рогачевский, 1916, стб. 160].

189

[Блок, 1962, с. 113].

190

[Cawelti, 1971, р. 25].

191

[Дроздов, 1920, с. 3].

192

См. об этом: [Флейшман, Хьюз, Раевская-Хьюз, 2003, с. 85].

193

[Эренбург, 1922, с. 3].

194

[Булгаков, 1922].

195

[Булгаков, 1928].

196

См. процитированное М. Булгаковым: «В этот день, когда к спящей царевне приходит влюбленный принц, когда в полях расцветают голубые ночевеи <…>» [Там же, с. 15].

197

[Булгаков, 1922, с. 15].

198

[Булгаков, 1928, с. 15]. Ср. с вышеприведенным отзывом А.А. Блока: «<…> Мелкая, мелкая, будто бы “чеховская” наблюдательность» [Блок, 1962, с. 113].

199

Цит. по: [Арьев, 2005, с. 346]. Впервые: [Адамович, 1925, с. 2].

200

[Лундберг, 1922, с. 11].

201

[Изгоев, 1923, с. 167].

202

[Там же].

203

[Лежнев, 1925, с. 281].

204

[Ковалева, 1981, с. 12].

205

[Никоненко, 1979, с. 206].

206

Более подробно об этом и об упомянутой статье Булгакова см.: [Белобровцева, Кульюс, 2001].

207

См., например: [Файман, 1981; Арьев, 1988].

208

[Етоев, 2011, с. 559]. Этот реестр сопровождается весьма далеким от академической традиции примечанием редактора (докт. филол. наук О. Богдановой): «Лейкин, Николай Александрович (1841-1906) – писатель-юморист, автор нескольких тысяч рассказов. Слёзкин, Юрий Львович (1887-1947) – беллетрист, писавший в том числе и “маловесомые литературные безделушки”, “сводимые к анекдоту”. Данилов-Ивушкин, Игорь Александрович (род. 1938) – современный писатель, недавно выпустивший четырехтомник рассказов, которые, как сказано в аннотации к изданию, “имеют больше юмористическое направление, нежели сатирическое, а потому долговечны”…» [Там же, с. 560]. Ср. совсем уж, кажется, далекий от Слёзкина ряд, так же выстроенный на основе внутренней формы его фамилии, в переписке К.К. Кузьминского с В. Лапенковым: «Весь этот “кукин-клячкин-слёзкин-сироткин-полоскин-нахамкин” <…>» [Переписка.., 2003].

209

[Терехова, 2008, с. 154].

210

[Булгаков, 1928, с. 14].

211

[Терехова, 2008, с. 154].

212

Цит. по: [Пржиборовская, 2007, с. 32].

213

Ср.: «Вот какую странную и грустную историю рассказала мне однажды старуха нянька про одного мальчика» (см.: «Мальчик и его мама» [Слёзкин, 1915, с. 95]); «Получил письмо от своего лучшего приятеля» (см.: «Пыль» [Там же, с. 113]) и др.

214

[Слёзкин, 1915, с. 167].

215

[Слёзкин, 19226, с. 29].

216

[Слёзкин, 1916, с. 57].

217

[Гудков, Дубин, Страда, 1998, с. 49].

218

Слёзкин Ю. Пыль; цит. по: [Слёзкин, 1915, с. 117].

219

[Там же, с. 123].

220

[Слёзкин, 19226, с. 5, 181].

221

[Сливицкая, 1983, с. 631]. «Литература конца XIX – начала XX в. показала обострение художественного зрения писателей. Так, создавая свои пейзажи, они стали уделять огромное внимание цвету, полутонам, игре красок, явно ориентируясь на зрительное восприятие. <…> Обострение колористического видения мира ярко проявлялось и в литературе 1910-х гг.» [Там же].

222

Слёзкин Ю. А.П. Чехов (15 декабря 1909); цит. по: <http://az.lib.ni/s/ slezkin_j_l/text_0010.shtml> (последнее обращение: 1916. 18 октября).

223

[Бабичева, 1983, с. 584].

224

[Там же, с. 589].

225

[Лотман, 1993, с. 383].

226

[Никоненко, 1979, с. 224].

227

[Полонский, 1914, с. 171].

228

[Исупов, 1994]; цит. по: <http://tzone.kulichki.com/religion/tanatos/rusfil. html> (последнее обращение: 2016. 18 октября).

229

Слёзкин Ю. Мальчик и его мама; цит. по: [Слёзкин, 1915, с. 99].

230

[Лотман, 1993, с. 383].

231

[Там же, с. 388].

232

[Там же, с. 386].

233

[Арьев, 2005, с. 346].

234

Слёзкин Ю.Л. Письмо Д.М. Стонову. 1926. 7 февраля. НИОР РГБ. Ф. 1384. К. 2. Ед.хр. 184. Л. 1.

235

[Маликова, 2010] (цит. по: <http://www.nlobooks.ru/sites/default/files/ old/nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/1855/index.htmb).

236

[Слёзкин, 1922а, с. 8].

237

[Никоненко, 1979, с. 212-213].

238

Слёзкин Ю. Записки на манжетах. Дневниковые записи. 13 декабря 1934 – 24 апреля 1937. Запись от 3 мая 1935. НИОР РГБ. Ф. 801. К. 1. Ед. хр. 5. Л. 10-11.

239

Слёзкин Ю. Дневниковые записи. 1925-1932. Запись от 9 февраля 1932 г. НИОР РГБ. Ф. 801. К. 1. Ед. хр. 2. Л. 4.

240

Там же. Л. 3 об.

241

Там же. Запись от 24 апреля 1932 г. НИОР РГБ. Ф. 801. К. 1. Ед. хр. 2. Л. 93 об.

242

[Никоненко, 1979, с. 224].

243

[Там же, с. 210].

244

См.: [Мисс, 1913].

245

[Гурвич, 1913, стб. 265]. На рекламных страницах этого номера «Вестника литературы» сообщалось о поступлении альбома художницы Мисс «в изящном, оригинальном английском папочном переплете» в продажу в книжных магазинах Товарищества М.О. Вольф в Москве и в Петербурге; цена – руб. (для сравнения: выпуск «Сатирикона» стоил в 1913 г. 15 коп., а годовая подписка на этот журнал – 6 руб. 50 коп.; полугодовая – 3 руб. 25 коп.). Сообщал о выходе издания и «Сатирикон»: «На днях поступит в продажу роскошное многокрасочное издание – альбом Мисс» (1913. № 15. 12 апреля). Цит. по: [Дяченко, 2011, с. 62].

246

[Чапкина-Руга, 2012, с. 31].

247

Предполагаемая дата ее рождения – 1890 г.; см.: [Вульфина, 2015, с. 329].

248

[Чапкина-Руга, 2012, с. 28].

249

См. подробнее: [Дон-Аминадо, 2000, с. 236-237].

250

[Чапкина-Руга, 2012, с. 32].

251

[Дяченко, 2011, с. 66]. Несколько дополнительных штрихов, касающихся обстоятельств жизни А.В. Ремизовой в Херсоне, содержатся в сетевых публикациях: [Без подписи, 2014; Дяченко, 2015].

252

[Дяченко, 2011, с. 66].

253

[Вульфина, 2015, с. 329]. Письмо С.Н. Ремизовой хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке: NYPL. Ruth Page Collection. F. 28C21. P. 3.

254

[Там же, с. 313].

255

[Чапкина-Руга, 2012, с. 31].

256

[Псковитинов, 1914, с. 10].

257

[Кузмин, 1922, с. 20].

258

[Чапкина-Руга, 2012, с. 31].

259

См.: [Рак, 1977]. Отметим и хронологически более близкий источник (или типологический сходный замысел): цикл А.А. Измайлова «Плутарх российский, или Ридикюль остроумия» (1907) (см.: [Измайлов, 2002, с. 220-228]).

260

Стихотворение, напечатанное в «Купидоновых проказах» (с. 5) без заглавия («Все в жизни бренно и мишурно…»), в книге было озаглавлено: «В парке» (см.: [Потёмкин, 1912, с. 179]). Двумя годами ранее оно появилось в журнале «Сатирикон» с рисунком Мисс (1910. № 5. 30 января. С. 6). Второе стихотворение, «Размышления после бала», также публиковалось дважды: в сборнике «Герань» [Потёмкин, 1912, с. 17], а до этого – в журнале «Сатирикон» без подписи и тоже с рисунком Мисс (1910. № 9. 6 марта. С. 6).

261

«Раздумье критика (Посвящается В. Буренину)» и «Гросфатер» [Потёмкин, 1908, с. 2, 4] с рисунками О. Шарлеманя.

262

Рисунок Мисс (с. 10) иллюстрировал публикацию рассказа Н. Тэффи «Из дневника заточенного генерала»; рисунок, подписанный Ре-Ми, но стилистически близкий графике Мисс (с. 7), сопровождал рекламу продукции «Молочной фермы кровных швейцарских белых безрогих заанентальских коз “Ф.Ф. Шольц и А.А. Лучинский” (Доставка на дом)».

263

[Зозуля, 2008]; см. также: [Чапкина-Руга, 2012, с. 32], где дается ссылка на архивный источник мемуаров Е.Д. Зозули: РГАЛИ. Ф. 216 (Е.Д. Зозуля). On. 1. Ед. хр. 141. Л. 72.

264

[Бухов, 1915, с. 12].

265

Цит. по: [Творчество А.Т. Аверченко.., 2014, с. 394-395].

266

[Евреинов, 1922, с. 80].

267

[Там же, с. 87].

268

[Цег, 1921, с. 284]; см. также: [Обухова-Зелиньска, 2008, с. 130-131; Фомин, 2008, с. 624-625].

269

См.: [Мандельштам, 1913, с. 3; Маяковский, 1915, с. 10].

270

Ср.: «Стиль Мисс очень характерен для графиков нового поколения, воспитанных на работах О. Бердслея, художниках немецкого журнала “Simplicissimus” и на эстетике “Мира искусства”, тяготеющих к ретроспективизму во всех его проявлениях» [Чапкина-Руга, 2012, с. 32]. О родстве с Бердслеем недоброжелательный критик писал еще в 1917 г.: «Бирдслей [Так. – И. Л.] у г-жи Мисс превратился в наивные безделушки, в кружевные прориси мод и чуть-чуть нескромные иллюстрации к женским журналам» [Дмитриев, 1917, с. 65].

271

См., например: [Потёмкин, 1909; 1910а; 6; в; 1913; П. П. П., 1912а; 6].

272

При обсуждении моего доклада об альбоме «Купидоновы проказы» на Международной научной конференции «Культура развлечений в эпоху Серебряного века (1908-1918)» (Париж, Сорбонна, 8-9 октября 2013 г.) В.В. Головин отметил, что текст миниатюры «Минтукукулевы дочки» насыщен изощренно переплетенными реминисценциями из пушкинской прозы, что может служить аргументом в пользу не указанного в обоих публикациях авторства Потёмкина.

273

Здесь и далее номера страниц альбома приводятся в квадратных скобках, согласно предпринятой мной реконструкции его содержания, публикуемой в приложении к этой статье.

274

[Врангель, 1909, с. 57].

275

[Художественно-юмористический календарь.., 1914, с. 159]. Там же рекламировалось издание романа А. Мюрже с обложкой работы Мисс (с. 156): Мюрже А. Богема: Роман / пер. с фр. А.Н. Горлина. СПб.: Издание М.Г. Корнфельда, 1913. Имена художников в этой книге указаны не были; силуэт на обложке явно принадлежит Мисс, а иллюстрации выполнены в другой стилистической манере.

276

[Эттель, 1921, с. 84].

277

[Бухов, 1915, с. 12].

278

Пользуюсь случаем поблагодарить всех, кто своими советами, уточнениями и рекомендациями живо отозвался на этот материал, – Л.Г. Панову, А.К. Жолковского, А.Л. Соболева, Р.Д. Тименчика, а также О.А. Симонову.

279

[Карпов] (Журнал «Наше наследие» в электронной рубрике «Редакционный портфель» размещает публикации, не вошедшие в печатную версию журнала или напечатанные с сокращениями.) Фрагменты воспоминаний Н.А. Карпова, в том числе приведенный эпизод, были опубликованы С.В. Шумихиным: [Карпов, 1999, с. 8]; см. также: [Серпинская, 2003, с. 309-310].

280

См.: [Харрис, 2001, с. 365-366].

281

В упомянутой выше публикации С.В. Шумихина год смерти Е.Э. Сно обозначен как «после 1935?»; нашу дату берем из комментария к сб.: [Русская стихотворная сатира.., 1974, с. 637].

282

См., например: [Карпов, 1915, с. 4]. Кстати, в том же номере журнала «Женщина», где было опубликовано стихотворение Н.А. Карпова, помещена неподписанная статья «Разведение огурцов в комнате» [Б. п., 1915].

283

См., например: [Михеев, 1915, с. 14; Ирина Т., 1915, с. 12],

284

См., например: [Снегина, 1915]. Как сама О.П. Снегина, так и ее знакомство с С.А. Есениным в апреле 1915 г. (датируется на основе инскрипта поэту) давно попали в поле зрения есениноведов; см.: [Ломан И., Ломан А., 1970, с. 198-199]. В этой статье собраны биографические сведения о самой писательнице, приведены ее девичья фамилия (Тутковская) и годы жизни, объясняется происхождение псевдонима (перевод фамилии мужа, англичанина по происхождению), а также показана связь одного из ее очерков с поэмой «Анна Снегина». Все перечисленное вкупе с рассмотрением ее как одного из прототипов для заглавной героини поэмы можно найти и в других, более поздних, трудах специалистов; см.: [Шубникова-Гусева, 2001, с. 406-409, 448-451].

285

Сборник Е. Сно «Веселые миниатюры» (1915) имел подзаголовок «Буффонады, шаржи и пародии» и был издан в качестве бесплатного приложения к журналу «Женщина». Кстати, некоторые из сюжетов Сно повторно обрабатывал в разных жанрах; например, рассказы «Вегетарианец», «Авиатор» и «Доброжелательница» были после сборника «Чертополох» опубликованы в сборнике «Юмористические рассказы» (см.: [Сно, 1911, с. 75-78, 108-110, 155-157]), а также в виде сценок-диалогов (см.: [Сно, 1915, с. 126-127, 155-159]). То, как именно писатель относился к пропаганде женского равноправия, хорошо показывает сценка «Наоборот (В конце XX века)», где действующие лица, три женщины – Ольга Людмиловна, Вера Надеждовна и Мария Татьяновна, делят между собой Павлика, милого сердцу каждой из них [Сно, 1915, с. 114-120].

286

См.: [Сно, 1911, с. 101]. Сознаемся, однако, что нам остался недоступным второй том сборника Сно «Женщина и смех» (1914), где также мог появиться рассказ на тот же, что в мемуаре Карпова, сюжет.

287

См.: Женщина. 1915. № 3. С. 23.

288

См.: Там же. № 10. С. 31.

289

См.: Там же. С. 25.

290

Рекомендательная библиография И. Юкиной, кроме «Журнала для женщин» и «Женского дела» (о которых ниже), фиксирует также «Мир женщины» (1912-1916) и «Женскую жизнь» (1914-1916, выходила под общей редакцией с «Журналом для хозяек»; см. справку о нем, а также роспись содержания с раскрытием ряда псевдонимов: [Симонова, 2007]). Всего один раз вышел «двухнедельник» «Женщина и война» (1915) и «Женский календарь» (1914-1915). См. подробнее: [Юкина, 2003, с. 168-169].

291

Например, из номера в номер баронесса Л.А. фон Нольде, автор массовой продукции на модные мистические темы, вела раздел «Оккультный ящик», где давала советы своим читательницам. Некоторые из материалов были подобраны соответственно ориентации журнала, как, например, неподписанная статья «Салонные игры petit jeux» (Дамский мир. 1912. № 2. С. 35-36), где описывалось времяпрепровождение в беге с яйцами, скачках на диванных подушках, совместном поедании яств девушкой и юношей без помощи рук, жуя навстречу друг другу, тушении свечи предварительно закружившимся человеком с мешком на голове и прочие маленькие радости салонных бездельников.

292

Рассказ «Мимоза»: [Мар, 1913].

293

См.: [Серебрякова, 1913].

294

Строго феминистский «Женский вестник», издававшийся женщиной-врачом и общественной деятельницей М.И. Покровской (1852-1922?) в 1904-1917 гг., первоначально не имел ни полноценного литературного раздела, ни раздела писем в редакцию, в нем «не было ни иллюстраций, ни статей о моде и уходе за собой, ни советов по ведению хозяйства, было лишь минимальное число рекламных объявлений» [Харрис, 2011, с. 362]. Из серьезных литераторов в число его сотрудников входили О. Шапир и М. Ватсон, а в остальном издание, несмотря на его саморекомендацию как журнала литературного, пробавлялся переводами из Катулла Мендеса и рассказами Юлии Ленской (например, о том, как жена после первой брачной ночи пришла в такой ужас от произошедшего, что уже навсегда отказала в близости мужу; см.: Женский вестник. 1904. № 2. С. 39-40). Но и в этом журнале со временем появился Отдел для читательниц, где сначала публиковались их письма, но не ответы на них (о его роли см: [Крадецкая, 2013, с. 78-79]). Этот жанр использовался с идеологическими целями: например, обсуждался вопрос, где лучше женщины могут добиться равноправия – в семье или в обществе. О популярности журнальных переписок свидетельствует, в частности, тот факт, что, например, в 1913 г. в «Дамском мире» появился раздел «Переписка читательниц», где публиковались не только ответы на вопросы подписчиц, но и сами их вопросы друг другу – своего рода социальная сеть, только на страницах печатного органа (см.: [Симонова, 2008а]). В «Женской жизни» для этой цели существовал отдел «Беседы Джоконды» (подробнее о нем см.: [Симонова, 20086]), а в «Женском деле» таким же разделом заведовала Б. Рунт, свояченица В. Брюсова. Разумеется, сфера распространения практики подобной переписки была гораздо обширнее. Уже с самого начала выхода журнала «Весна» его главный редактор, Н. Шебуев, завел раздел переписки с читателями (см.: [Соболев, 2012, с. 9, 17 и др.]. Можно вспомнить также деятельность редактора «Вестника знания» В. Битнера, который был погружен в переписку с читателем из провинции, давая советы по самым мелочным поводам, отчего журнал имел гигантский успех. Битнер созывал районные съезды своих подписчиков и, в конце концов, учредил для них нагрудный знак (см.: [Пильский, 1929, с. 224]). Аналогичной, хотя и не столь масштабной, деятельностью занимался И. Ясинский, который под псевдонимом Независимый вел в «Биржевых ведомостях» раздел провинциальной почты.

295

О популярности этого текста говорит желание некоторых из писателей вступить с ним в полемический диалог; см., например: [Ливкин, 1916].

296

См.: Журнал для хозяек. 1914. № 16. 14 августа. С. 31.

297

То, насколько Блок толком не понимал, какой именно цветок послужил названием для его поэмы, убедительно показала О.Б. Кушлина [2001, с. 172— 173, 176]. Однако мы не можем с уверенностью утверждать то же в отношении безымянного мужчины, возможно, скрывавшегося за этим псевдонимом. В таком случае или он, или сам Сно могли быть осведомлены насчет маскулинной составляющей народных верований, окружающих данное растение, которое имеет, как замечает исследовательница, «выразительный корень» [Кушлина, 2001, с. 173]. Отметим, однако, что как современники Блока, так и некоторые исследователи неоднократно подозревали в символике ночной фиалки пошлоэротический смысл (см., например, письмо Г. Иванова к Р. Гулю от 8 августа 1955 г. и комментарий к нему: [Иванов, 1999, с. 148, 150]).

298

В журнале также писала Деревенская Хозяйка; см., например: Письма деревенской хозяйки. Устройство деревенского дома // Журнал для хозяек. 1916. № 2. 15 января. С. 4-6.

299

См.: [Рейтблат, 1994, с. 514]. Возможно, именно из-за общепринятости этой практики сама Мар в письме к Е. Колтоновской протестовала против подобного истолкования ее псевдонима, см.: [Грачева, 2011, с. 88, 101].

300

См. ответ Игрушечной Маркизы Принцессе Малэн: Журнал для хозяек. 1916. №2. 15 января. С. 26.

301

См.: Журнал для хозяек. 1914. № 16. 14 августа. С. 30.

302

См.: Женское дело. 1914. № 7. С. 29.

303

См. раздел «Почтовый ящик» в журнале: Дамский мир. 1912. № 1. С. 43-44.

304

См.: [Пильский, 1999, с. 311]. Сам Пильский, по его признанию, также подрабатывал корреспонденциями от лица женщины.

Страница notes