Русская православная церковь – последняя крепость исторической России. К столетию возрождения Русского патриаршества - стр. 65
Ватикан и Австро-Венгрия были, мягко говоря, недовольны. И решили принять меры.
Ромофильский вектор в украинской идеологии
Рим создал в авторийской подъяремной Руси базу для «самостийного украинства», претенциозно именуемой его апологетами «украинским пьемонтом». Противорусская сепаратистская пропаганда началась в Галичине в 60-х годах XIX во Львовском университете сыновьями польских помещиков, бежавших из России после неудачного для них польского восстания. Пропаганда эта успеха не имела. Даже самостийные пропагандисты избегали слова «Украина», «украинец», употребляя слова «русин» и «русский», коверкая последнее, с одним «с», то «руський», будто это чего-то меняет.
Но только в начале 1880-х годов при папе Льве XIII начинаются предприниматься серьезные усилия для создания в Галичине «украинского Пьемонта». Используя известные наработки польских иезуитов первой половины XIX века. Например, Ксендза Калинки, автора «крылатой» фразы: «…Иную душу нужно влить в русина – вот главная задача для нас, поляков… Та душа будет с Запада. Пускай русин соединяется своей душой с Западом, формою – с Востоком… Тогда, быть может, возвратится Русь к братству с Польшей. А если бы и не сбылось, то лучше Малая Русь самостоятельная, нежели Русь Российская. Если Гриць не может быть моим, то да не будет он ни моим, ни твоим» (Е. де Витте. «Путейные впечатления. Буковина и Галичина». Киев. 1904 г. Старший брат ксендза Андрея, Станислв был военным министром Польши).
Сперва «украинизации» подверглось униатское духовенство, склонявшееся к Православию и бывшее кадрами для галицко-русской интеллигенции. Это духовенство считало себя русским и воспитывало свою паству в русском духе.
Воспитание новой противорусской генерации униатского духовенства было решено провести через посредство польских иезуитов. 12 мая 1882 г. папа Лев XIII опубликовал «Апольское послание», которым он изъял галицкие василианские монастырм из-под власти львовского митрополита и что в их полном распоряжении будут не только монастыри, но и все их имущество, что исключается какое-либо вмешательство Львовского митрополита в монастырские дела, и что только иезуиты будут отчитываться лично папе. При этом в своем послании папа сказал следующие слова: «Мы ничего так не желаем, как того, чтобы послушники изучали самого святого Иосафата и ему подражали». Речь идет об известном идеологе и «практике» геноцида православных на Западной Руси полоцком униатском архиепископе Иосафате Кунцевиче. И паписты начали «подражать» (В 1887 г. папа Пий IX, объявивший себя непогрешимым, провозгласил изверга Иосафата Кунцевича святым). Кардинал Метислав Ледоховский, состоявший при папе, был произведен им в префекты Конгрегации Пропаганды. Он, очевидно, руководил деятельностью польских иезуитов, касающейся галицких василианских монастырей. Он умер в 1902 г., но его заменил его племянник Владимир Ледоховский, который был избран Черным Папой – так в римокатолических изданиях называют главу ордена иезуитов.