Русская православная церковь – последняя крепость исторической России. К столетию возрождения Русского патриаршества - стр. 43
Канонизирован Иоанн Вишенский (1550–1623), обличитель унии, ревнитель веры православной
«Материк.ру» 22.07.2016
Синод УПЦ МП канонизировал великого русского подвижника Иоанна Вишенского – великого аскета и ярчайшего полемиста с унией. Канонизация Иоанна Вишенского – это мощный ответ Церкви самой идеологии киевской хунты, «историософской ереси украинства». Иоанн Вишенский не жалел эпитетов в адрес предателей Православия и в своей «зачапке глупого русина с мудрым латынником» именовал себя именно русином, то есть русским.
Невозможно пройти мимо Иоанна Вишенского (1550–1623), афонского инока, ревнителя веры православной. На Афоне Иоанн Вишенский велел заживо «похоронить» себя в пещере у Эгейского моря, откуда беспощадно порицал отступников: Михаила Рагозу, Ипатия Потея, епископа Брестского. Иоанн Вишенский написал множество ярких посланий, в которых прямо называет латинян не просто еретиками, а слугами дьявола (в своей знаменитой «книжке»). Отступников от веры он беспощадно бичует в «Послании к митрополиту и епископам, принявшим унию». Очень интересна и актуальна полемика Иоанна Вишенского с иезуитом Петром Скаргой. Оба придают церковно-славянскому языку принципиальное значение. Для Иоанна Вишенского церковно-славянский язык богодуховнен, «его же дьявол ненавидит, Скарга же в своей борьбе с Православием дискриминацию и уничтожение церковно-славянского языка рассматривает как одну из важнейших задач.
Из всех произведений, несомненно написанных Иоанном Вишенским, до нас дошло 17: «Книжка» («термин о лжи»), сборник о десяти главах с вступлением и двумя предисловиями; послания львовскому братству, Домникии, Иову Княгининскому, Михаилу Вишневецкому, знаменитая «Зачапка мудрого латынника с глупым русином», полемика со Скаргой, вышеупомянутый «Краткословный ответ Петру Скарге», «Позорище мысленное».
«Книжка» была составлена Иоанном Вишенским в 1599–1600 гг. Специально для «Книжки» были написаны И. Вишенским главы: первая – «обличение дьявола миродержца», седьмая – «о еретиках, написанная в дополнение к главе шестой – «Извещению краткому о латинской прелести», восьмая и десятая – «Загадка философам латинским» и «Спор краткий», глава десятая – повесть «о обретении тела Валаама, архиепископа Охридского града». Крайне интересна глава вторая – «послание благочестивому государю Василию, княжати Острожскому первым православным христианам Малой России (1598–1599 гг.), и пятая – «Писание к утекшим от православной веры епископам».