Размер шрифта
-
+

Русская пианистическая школа как педагогический феномен - стр. 9

1.2. Исторические аспекты становления отечественной пианистической школы и ее роль в развитии музыкального образования и просвещения

1.2.1. Русская пианистическая школа в искусствоведческих и педагогических исследованиях

Первые исследования, отражающие историю становления и развития отечественной фортепианной педагогики, появились в конце ХIХ в. Это, прежде всего, работы А. Н. Буховцева «Руководство к употреблению фортепианной педали, с примерами, взятыми из исторических концертов А. Г. Рубинштейна» (1886); Ц. А. Кюи «История литературы фортепианной музыки, курс А. Г. Рубинштейна» (1889); М. Н. Курбатова «Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано» (1899); Е. Н. Вессель «Некоторые из приемов, указаний и замечаний А. Г. Рубинштейна на уроках в его фортепианном классе в Санкт-Петербургской консерватории» (1901) и др. Данные работы можно отнести к историко-педагогическим исследованиям лишь условно: возникшие в первые десятилетия существования собственно российской фортепианной педагогики, они синкретичны и объединяют искусствоведческий, фортепианно-методический и педагогический подходы при явном доминировании первых двух. Тем не менее, уже в некоторых из них содержится постановка и поиск решения педагогических проблем. Так, в труде М. Н. Курбатова «Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано» анализируется понятие «фортепианная школа», и этот анализ станет основой для дальнейших поисков педагогов-пианистов ХХ столетия.

В целом, однако, в исследованиях российских теоретиков пианизма конца ХIХ – начала ХХ вв. анализируются преимущественно проблемы интерпретации и различные аспекты фортепианной методики. Вопросы педагогического характера – взаимодействие педагога и учащегося, развитие личности учащегося, способы организации учебной деятельности и т. п. – в них, как правило, или не поднимались вовсе, или затрагивались косвенно. В то же время тексты названных работ, описывающих процесс занятий в классе выдающихся отечественных пианистов, а также многие другие источники (в первую очередь, воспоминания учеников крупнейших российских пианистов ХIХ столетия) свидетельствуют о том, что в педагогической деятельности таких музыкантов, как А. Г. Рубинштейн, Н. Г. Рубинштейн, В. И. Сафонов, С. И. Танеев, А. Н. Есипова, Ф. М. Блуменфельд, ярко проявлялись достижения именно педагогического характера, которые нуждаются в отдельном изучении.

В исследованиях ХХ в. российская фортепианная педагогика освещается в основном в трех ракурсах. Во-первых, в масштабном труде А. Д. Алексеева «История фортепианного искусства» в трех частях (1962, 1967, 1982) изучается становление собственно клавирной музыки от сочинений для органа и лютни до фортепианных произведений последней четверти ХХ в., а также развитие фортепианно-исполнительского искусства. Вопросы фортепианной педагогики затрагиваются косвенно как необходимый для развития искусства элемент – передача художественно-исполнительского опыта следующим поколениям. Тем не менее, строгая историческая последовательность, богатый фактический материал и широкий художественно-музыкальный контекст данного исследования делают освещение А. Д. Алексеевым вопросов истории фортепианной педагогики, в том числе российской, необходимым фундаментом для последующего специального педагогического изучения.

Страница 9