Размер шрифта
-
+

Русская пианистическая школа как педагогический феномен - стр. 24

Уже к началу 1890-х гг. в числе выпускников Петербургской и Московской консерваторий были такие музыканты, как П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, В. И. Сафонов, Ф. М. Блуменфельд (Петербургская консерватория); С. И. Танеев, А. И. Зилоти, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер (Московская консерватория) и др. Тот путь, который прошло российское профессиональное музыкальное образование за несколько десятилетий, можно проиллюстрировать следующим примером. В 1844 г., когда юным братьям Рубинштейнам необходимо было получать профессиональное музыкальное образование, их мать К. Х. Рубинштейн увезла их для обучения за границу (несмотря на то, что сам Ф. Лист отрицал необходимость дальнейшего обучения Антона Рубинштейна, считая подростка уже полностью сформировавшимся самостоятельным музыкантом). Но мотивами поступка К. Х. Рубинштейн, как справедливо полагает Л. А. Баренбойм, были следующие соображения: «…Опираясь на свои жизненные наблюдения, она пришла к заключению, что в будущем, когда сыновья подрастут, русские аристократы-меломаны “поверят” в искусство ее детей и помогут их артистической карьере лишь в том случае, если они станут учениками зарубежных маэстро» [16. С. 27]. Эта ситуация свидетельствовала об отсутствии в России собственной исполнительской школы; и именно в результате деятельности братьев Рубинштейнов уже к 1870-1880 гг. (т. е. за исторически ничтожно малый срок) ситуация поменяется на противоположную: из других стран начинают приезжать в Россию талантливые молодые музыканты, чтобы учиться у российских педагогов.

И А. Г. и Н. Г. Рубинштейны не только организовали, но и возглавили созданные ими консерватории. А. Г. Рубинштейн был директором Петербургской консерватории недолгое время сразу после ее создания, затем занимался композиторской и исполнительской деятельностью вдали от России, а в 1887 г. вернулся в качестве директора вновь. Н. Г. Рубинштейн возглавлял Московскую консерваторию с момента ее создания до самой своей кончины в 1881 г.

Оба Рубинштейна в руководстве консерваториями шли к основной педагогической цели, которую можно сформулировать как воспитание музыкантов в широком смысле слова. Не мастеров игры на том или ином инструменте (хотя и это было очень важно и преподавалось на высоком уровне), но людей, владеющих обширными гуманитарными и общемузыкальными знаниями, способных к интенсивному духовному развитию. Н. Г. Рубинштейн на одном из первых заседаний совета Московской консерватории произнес речь, в которой указал, что консерватория должна «…приготовить не только специалистов по тому или другому инструменту, но и музыкантов в обширнейшем смысле этого слова» [16. С. 105].

Страница 24