Русь моя - стр. 11
Адам Бременский: «Русь – есть самая удаленная и самая большая область винулов, которая кладет передел тому заливу».
Название «венеды» в обозначении славян сохранилось у их соседей гораздо позднее – у немцев – wender, winder, winida. У финнов – venё, venea, veneja.
Сами славяне себя так не называли.
Постепенное расселение из Прибалтики и Юга.
Автономность происхождения Польши.
Иордан: славяне и анты – прямые потомки древних венедов.
Склавины – вставка из греч. яз. – герм: slave, slave.
Арабы: сакалиба.
Прокопий Кессарийский говорит о славянах и антах, которые имеют свои жилища по ту сторону Дуная, недалеко от его «берега», «живут по Истру».
Далее на север от них занимают место «бесчисленные племена антов».
«Стратегикон» – где речь идет о славянах и антах, указывает что их реки вливаются в Дунай.
Среди сочинений восточных авторов можно выделить следующие:
Труд географа-иранца Ибн Хардадбека «Книга путей и государств» (846 г.)
Ибн Фадлан в 920-921 гг. посол халифа Мухатдира из Багдада совершил путешествие через Среднюю Азию в Волжско-Камскую Болгарию. Ему принадлежит одно из самых интересных описаний руссов.
В сочинениях арабского географа, историка и путешественника Ал-Масуда, объехавшего почти всю Среднюю Азию, Индию, Цейлон, Северную Африку и славянские земли.
В энциклопедии «Промывание золота» описывается поход руссов в 913-914 гг. в Азербайджан по Каспийскому морю.
О быте славян и их торговле с Волжско-Камской Болгарией мы узнаем из труда арабского географа Ибн Русте «Книга ожерелий».
Восточные славяне (Мавродин)
В 6-7 вв. славянский мир разделился на 3 группы: южную, западную и восточную.
В ряде источников (Иордан, Прокопий К., Псевдо-Маврикий, Менандр, Иоанн Эфесский и др.) восточные славяне выступают под именем антов. Иордан помещает антов на юго-западе восточной Европы. Их земли простираются от Черноморского побережья у Лукоморья (Угла) до Днепра.
Писатели 6-7 вв. считают и антов, и славян потомками венедов.
Анты – это не все восточные славяне, а только их юго-западная ветвь. Источники характеризуют антов как земледельцев в эпоху «военной демократии». Имело место имущественное неравенство, патриархальное рабство, сильная власть вождей, но и народные сходы. Византийцы отмечают храбрость и искусство антов в бою, их выносливость свободолюбие, честность, готовность помочь, гостеприимство, скромность, взаимопомощь.
Начиная к середине I тысячелетия языковые особенности: появление «Ч» и «Ж», вместо «ti» и «di». (свеча вместо светя, мечта вместо медя), а также полногласие (ворона, голова вместо врна, глова, глава).