Размер шрифта
-
+

Рубакин Николай Александрович. Хрестоматия - стр. 59

мира, и, наконец, самые основы этого изучения, – именно человеческое познание. А над всем этим стоит философия – наиболее общий и глубокий синтез всего познаваемого и познающего, заключающий собой общую картину, – своего рода вершина научной пирамиды, верхняя точка чрезвычайно сложного здания, опирающегося на бесконечно большое число сложных и изменчивых фактов, из совокупности которых и слагается самая жизнь природы, понимая это слово в самом широком смысле.

§ 21. Четвертый принцип: при постройке общей схемы должна быть принята в расчет эволюция человеческого мышления, история человеческой мысли

‹…› Переходя от отдела к отделу или от науки к науке, читатель вместе с тем переходит в более и более детальных рубриках от одной стороны жизни к другой и постепенно анализирует Вселенную. Далее, идя от общих обзоров к обзорам частностей и от анализа отдельных сторон жизни, изучаемых отдельными науками, он переходит к синтезу мира как единого целого – к философии как общему результату всех наук, к общему миросозерцанию и миропониманию, охватывающему в единой общей концепции все науки, все системы, всю жизнь. По мысли составителя, таким образом распланированный каталог общеобразовательной библиотеки должен раскрывать перед читателями не только названия знаний, но и общую связь и перспективу их – своего рода галерею наук, фактов и идей, логически и реально между собой связанных, взаимно друг друга дополняющих и углубляющих и всей своею совокупностью сходящихся в одной точке, а именно – человеческой личности, ее критически и научно мыслящем разуме, опирающемся на реальные, проверенные факты и путем гипотез и их научной проверки идущем от обобщения к обобщению. Библиотека, как это было уже сказано, может и должна представлять собой книжное отражение Вселенной, всех ее областей – и в отдельности, и в связи, в частностях и в целом.

§ 22. Пятый принцип: историческая и вообще эволюционная точка зрения

‹…› Вселенная – это не что иное, как ряд бесконечно следующих одна за другой перемен. Все изменяется в пространстве и времени, все вместе с тем относительно. Все имеет свою историю. Все можно и должно рассматривать с исторической точки зрения. Время есть архитектор и фактор, и верховный судья.

Поэтому, преследуя вышенамеченную цель общего образования и сообразуя с этой целью подбор книг, и желая дать не только пособие при их выборе, но и общую схему постепенно расширяющихся и углубляющихся знаний, нельзя не отвести в этой схеме подобающего места исторической точке зрения. История – это переход от простого к сложному или от сложного к простому, превращение одного явления в другое, а этого в третье, во много других явлений. Говоря об общей схеме самообразования (а значит, и о подборе книг), нельзя не развернуть перед читателем возможно полнее и возможно шире общие перспективы фактов и теорий не только в пространстве, но и во времени, начиная, например, с наиболее близкой нам современности и все более и более погружаясь в глубину времен, переходя от истории человечества к истории предшествующей ему органической жизни, а затем к истории неорганической природы, к истории Космоса. В своих основных чертах общий план каталога экспонирует и историческую последовательность главнейших фаз мировой эволюции. Это и видно из предыдущего.

Страница 59