Рождество Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей - стр. 20
Обращаясь к Богородице, преподобный Феодор Студит восклицает: из всех жен лишь Ты «одна достойная того, чтобы Бог обитал в Тебе!» По убеждению преподобного Феодора, только Она одна из всех живших на земле оказалась той чистой и девственной Землей, на Которой ни разу не взошло «терние греха»; потому-то именно из Нее, из Ее девственной утробы, и произошло самое прекрасное и чистое Растение – Ее Божественное Дитя, – исторгнувшее начало греха из нашей человеческой природы.
Богоматерь посвящает всю Свою жизнь Своему Божественному Сыну, Господу Иисусу Христу. Богоматеринство оказалось высшей и даже единственной целью Ее земного существования. Как возглашает, обращаясь к Самой Богородице и прославляя Ее, преподобный Иоанн Дамаскин, «Ты жила не для Себя Самой и не для Себя Самой родилась. Для Бога Ты жила, для Него вступила в жизнь, чтобы послужить всемирному Спасению, чтобы через Тебя исполнился древний Совет Божий о Воплощении Слова и нашем обожений».
Здесь в словах преподобного Иоанна содержится явственный намек на то, что и Рождество Богородицы, и вся Ее земная жизнь были предузнаны и предопределены Богом еще на Предвечном Совете Пресвятой Троицы, на котором также открылся и творческий Божественный замысел о создании мира и человека. Уже тогда Господь, по Своему всеведению, конечно же знал о будущей горькой судьбе Адама и его потомков. Он предведал, что первые люди не соблюдут Божественной заповеди, запрещавшей им вкушение плодов от Древа познания добра и зла, и что возникнет нужда в спасении людей от греха и смерти. Предзнал Господь и о Собственном грядущем Воплощении, необходимом для спасения человеческого рода. Он знал, что ради любви к падшему человечеству Ему придется родиться и умереть на земле. И уже тогда, на Предвечном Совете, Бог предопределил событие Рождества Той Пречистой и Святой Девы, от Которой Ему некогда предстояло воплотиться. Святые отцы ясно говорят об этом в своих гомилиях. Так, преподобный Иоанн Дамаскин подчеркивает, что само событие Рождества Пречистой Девы, его исторический момент, а также образ его совершения – как чудесное рождение Марии от престарелых и бездетных родителей – были предопределены именно Предвечным Советом Пресвятой Троицы. При этом, обращаясь к Самой Богородице, преподобный Иоанн восклицает: «Бог всех, предузнав Твое достоинство, возлюбил [Тебя] и, возлюбив, предопределил и в последние времена (1 Пет. 1:20) осуществил предопределенное, явив Тебя Богородицей, Матерью и Питательницей Сына Своего и Бога». Согласен здесь с Дамаскиным и святитель Иоанн (Максимович), который также утверждает, что Богоматерь была предызбрана еще на Предвечном Совете Пресвятой Троицы.