Рождество Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей - стр. 15
Говоря о величайшем духовном значении события Рождества Богородицы и возвышенно рисуя перед нами спасительное и благодатное значение этого события Священной истории для всего человеческого рода, святитель Георгий Никомидийский учит: «Этот день Рождения [Девы] предвозвестил возрождение человечества; он предозначил воззвание от заблуждения и возобновление обветшавшего [Адама]; он предпоказал превращение бесплодия нашего неведения [Бога] в принесение [нами] плодов Богопознания; он проложил нам путь к [нашему] вхождению в благодать; он наперед отверз двери спасения; он положил основание примирению» человека с Богом…
Христианин обладает истинной православной верой лишь тогда, когда он реально и постоянно живет напряженной молитвенной жизнью; в том числе и жизнью храмовой, богослужебной. Этот двуединый закон веры и молитвы как двух фундаментальных основ христианского бытия был ясно сформулирован еще в V веке святым папой Целестином: «Закон веры определяется законом молитвы». Для данного утверждения истинно и обратное соотношение его частей: «Закон молитвы определяется законом веры». Тем самым, вне чистоты православной веры не может быть подлинно глубокой и благодатной христианской молитвенной жизни.
Этот принцип неразрывного двуединства чистоты веры и полноты церковной жизни, как равно необходимых православному христианину в деле его спасения, в его пребывании во Христе, органично реализует себя и в самом явлении церковной проповеди. Ведь проповедь эта, с одной стороны, звучит за богослужением, во время обоживающего молитвенного предстояния верующих в храме, а с другой стороны, многосторонне и разнообразно раскрывает и изъясняет нам важнейшие стороны православного вероучения. И где же, как не в храме, звучать изрекаемым здесь догматическим истинам Православной Церкви?
Именно поэтому в святоотеческих проповедях на праздник Рождества Пресвятой Богородицы оказались – самым естественным образом – отражены все важнейшие стороны православного догматического учения о Богоматери. Разумеется, эти гомилии в первую очередь посвящены иному – нравственному облику Пречистой Девы, а также самому историческому сюжету данного торжества. Однако слово проповеди, произнесенное святыми отцами в храме, во время богослужения – как всеобщего молитвенного предстояния пред Богом и как пути для нашего приобщения Божественной Благодати, – неизбежно затрагивает и православные догматы.
Так, например, здесь содержатся ясные свидетельства о том, что Пречистую Деву следует называть высоким именованием Богородицы, Богоматери, ибо Она родила по человеческому естеству Самого Сына Божия. Святитель Андрей Критский восклицает: «Воистину Она именуется Богородицей». А преподобный Иоанн Дамаскин, повторяя сформулированную еще в IV столетии мысль святителя Григория Богослова, грозно провозглашает: «Если кто не исповедует Святую Деву Богородицей, таковой чужд Божеству… Исповедающие Тебя Богородицей – благословенны, а не признающие – прокляты».