Рождество Христово. Антология святоотеческих проповедей - стр. 22
Сын Божий приходит в мир. Он рождается на земле, как и все живущие здесь, от Матери, из женской утробы. Как говорит святитель Амфилохий Иконийский, «в этот тленный мир из девичьих ложесн пришел Владыка Неба и земли ради Искупления мира. Ибо в этот день родился наш Спаситель, Который есть Христос Господь, Который есть Свет народам и Спасение дома Израиля. О чудо! Неописуемый небесами как Младенец ночует в яслях, и Создавший все одним словом согревается женскими руками, и Даровавший по благодати бытие всем надмирным силам питается молоком от пречистых сосцов Святой Девы».
При этом и способ Его зачатия, и образ Его Рождения – удивительны. Они превосходят естественный порядок вещей, будучи одновременно и вполне человеческими, и в то же самое время целиком преодолевающими ограниченность и тленность тех законов природы, что существуют в нашем мире после грехопадения Адама. Как утверждает святитель Прокл, патриарх
Константинопольский, Христово «Рождество победило природу». Святитель Петр Хрисолог во «Втором слове о Таинстве Воплощения» настойчиво требует: «Пусть никто не судит об этом по-человечески. Пусть никто не испытывает небесное таинство земным образом».
Зачатие Господа произошло в момент события Благовещения без участия мужа, через наитие Духа Святого и схождение Бога Слова в утробу Пречистой Девы, где Он Сам соткал для Себя плоть из Ее людского естества. Как говорит об этом святитель Петр Хрисолог во «Втором слове о Таинстве Воплощения», «нерожденный [по Божеству Сын Божий, некогда] сотворивший человека сверх закона рождения из безжизненного брения, Сам же, будучи теперь рождаемым [по плоти], сотворил Себе тело из не имеющего нечистоты телесного естества [Девы]. Рука [Божия], удостоившая принять брение ради нашего создания, ныне удостоила принять нашу плоть ради нашего воссоздания. То, что Творец находится ныне среди Собственных творений, что Бог пребывает во плоти – есть слава Создателя, а не бесчестие Творца». Сам образ совершения этого удивительного зачатия Господа – не доступное рациональному человеческому уму таинство, совершившееся не только силой Его Божественного всемогущества, но также и благодаря сердечной молитвенной устремленности к Богу Самой Пречистой Девы, Ее смирению, а также горению Ее духа Божественной любовью и совершенной верой. Это безмужное зачатие произошло тогда, в день Благовещения, столь сокровенно, тихо, потаенно, в абсолютной духовной тишине, что оказалось целиком сокрыто от вселенной, от всего мироздания. Автор «Слова третьего на Рождество Христово», приписываемого святителю Амвросию Медиоланскому, образно сравнивает это сокровеннейшее событие зачатия Бога Слова по Его человечеству Пречистой Матерью с тихими, но животворными струями дождя, беззвучно падающими на нежнейшую и мягкую, всегда готовую впитать живительную влагу ткань из овечьей шерсти. Богоматерь подобна здесь тому руну, на которое, как писал в Ветхом Завете Псалмопевец, готов сойти благодатный дождь нашего спасения. Вот что говорит об этом автор гомилии: «А о том, что Спаситель наш должен был снизойти в Деву Марию столь тихо и потаенно, об этом уже давно предвозвестил пророк Давид, говоря: