Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII – 1-й четверти XIX вв. Опыт сравнительно-исторического анализа. Часть 1 - стр. 72
Шведская система состояла из 10 степеней, соединявших 3 части (системы) масонства.
1) Иоанновское масонство, в котором главной целью провозглашалось достижение «златого века Астреи», т. е. рая, полного благоденствия на Земле путем усовершенствования каждой отдельной личности. Делилось оно на 2 отдела:
1-ый отдел – 3 иоанновские (английские) степени (ученик, подмастерье, мастер), их главная цель – внутреннее самосовершенствование;
2-ой отдел – еще 2 степени: шотландские или андреевские (ученик – подмастерье и шотландский мастер), их главная цель – пропаганда масонского учения и «уловление» в ряды масонов возможно большего количества непосвященных (профанов).
2) Рыцарские степени или тамплиерство. Их главная цель – борьба с врагами христианства, со злом, насилием, деспотизмом в любом обличии. Составляли они 3-й отдел и 4 «высшие» степени:
– братья – Стюарты или Рыцари Востока и Иерусалима;
– братья – избранники царя Соломона (подразделялись на рыцарей Храма, Запада и Ключа);
– братья Белой ленты или ближние св. Иоанна;
– братья Пурпурной ленты или ближние св. Андрея.
При этом Рыцарями могли стать только дворяне как минимум в четвертом поколении.
3) Розенкрейцерство, главная цель которого – поиски высших мистических знаний (теософия, алхимия, каббала и т. д.), составляло высшую 10-ую степень, подразделявшуюся на 3 класса; члены которых составляли Высший Просветленный Капитул:
• члены Капитула, не занимающие в нем должностей;
• высшие должностные лица Капитула;
• Великий правящий мастер (им стал шведский король Густав III, затем переуступивший это звание своему брату Карлу Зюдерманландскому.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что, создавая эту систему, Густав III стремился сделать ее максимально приемлемой для всех масонов, учтя практически все тенденции в масонстве того времени.[169] К тому же он преследовал конкретную политическую цель: сплотить вокруг себя шведскую аристократию и вообще всех мало-мальски влиятельных людей в рамках масонства и затем попытаться восстановить режим абсолютной монархии, что ему довольно быстро и удалось сделать. А вот дальше Густав III, видимо, замахнулся на намного большее. Стремясь восстановить былое величие Швеции, скорее всего он решил использовать масонство для установления своего влияния в ближайших странах, прежде всего в Германии и России. И временно это ему действительно удалось сделать. О России речь еще пойдет впереди, а вот в Германии в 1779 г. Карл Зюдерманландский был избран Великим провинциальным Гроссмейстером тех же лож, в которых раньше Гроссмейстером был фон Гунд, а подчиненное ему «Строгое Наблюдение» на несколько лет превратилось в филиал шведского масонства. Сторонником шведской системы был и Циннендорф, хотя организационно сохранял самостоятельность. Тем самым распространение шведской системы в Германии вполне обоснованно можно считать