Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях - стр. 99
Еще раз надо подчеркнуть, что если даже экономический и этнонациональный факторы напрямую не совпадают, то базисное значение экономического развития, даже без подчеркивания этнонациональной специфики экономики, очень важно. Необходимо также улавливать специфику хозяйственной деятельности, разделения труда данной этнонациональной общности. Это имеет место. И непосредственно с этим связаны элементы материальной культуры, которые имеют отношение уже к специфике этнонациональной общности: уклад жизни, орудия труда, одежда, жилище, пища, промыслы и т. д. Культурную специфику как культурно-хозяйственную деятельность необходимо учитывать в экономическом факторе. Многие параметры жизнедеятельности людей зависят от их хозяйственной деятельности, уклада жизни. С. Токарев, характеризуя влияние материальной культуры на формирование и развитие этнонаций, говорит о том, что материальная культура непосредственно связана с природной средой и хозяйственной деятельностью, зависит от этнонациональных традиций, особенностей развития материальной культуры и, кроме того, хозяйственно-экономической деятельности. Элементы материальной культуры имеют экстерриториальные зависимости, связанные с материально-хозяйственной культурой, с традициями, обычаями и потребностями того или иного народа, нации-этноса.
Одним из определяющих значений для этнической общности и перспектив является соотношение этнонационального и политического факторов, соотношение этнонации и власти. Этнонации во многом, если говорить словами Э. Дюркгейма, «неравные по силе государства», при этом нация-государство представляет общую власть для многих этнонаций.
Историческая социально-этническая общность людей в той или иной степени связана с организацией государственных органов власти. Социально-политическая, социально-организующая роль власти, государственных образований различного уровня имеет огромное значение в формировании и развитии этнонациональной общности. Взаимоотношения между нацией-государством и этнонациональной общностью, если не достигнута их полная интеграция, могут носить противоречивый характер. В одном случае они могут совпадать, в другом случае – выступать в разных статусах, в третьем – формировать партнерские отношения. При этом говорить о взаимоотношениях этнонации и власти на уровне нации-государства очень трудно. Чаще всего носителем воли этнонации выступает этнонациональная элита. Отсюда и роль государства в формировании и развитии уже нации-государства. Ф. Энгельс писал: «В Римской империи исчезли национальные различия, не существовало больше галлов, иберов, лигуров, нориков – все они стали римлянами. Римское управление, римское право повсюду разрушали древние родовые объединения, а тем самым и последние остатки местной и государственной самостоятельности. Новоиспеченное римское гражданство ничего не предлагало взамен; оно не выражало никакие национальности, а было выражением отсутствия национальности для громадных масс людей, живших на огромных территориях. Единственной объединяющей связью служило римское гражданство, а это последнее сделало со времени их злейшими врагами и угнетателями»