Россия: жизнь взаймы - стр. 33
Первой частью лозунга «От каждого по способностям…» К. Маркс и В. Ленин признают, что неравенство способностей у людей сохраниться при коммунизме. Но интеллектуальные способности у человека не есть нечто застывшее от рождения. Каждый член общества должен непрерывно, в течение всей сознательной деятельности, работать над их повышением. В какой степени он будет заинтересован в этом, если общество будет жить по принципу «… – каждому по потребностям». Этой частью лозунга К. Маркс провозглашает неограниченную «Свободу» по присвоению материальных благ, созданных не только самим членом общества, но и другими тружениками. Подобная извращенная форма «Свободы» предопределяет отсутствие в коммунистическом обществе Равенства и Братства. Коммунистическое общество по К. Марксу должно узаконить новую форму неравенства людей – по размеру их личной потребности. В американских шоу практикуются соревнования, кто больше съест бургеров, в немецких – кто больше выпьет пива. Как шоу это вызывает интерес у определенной части граждан. Но построение на подобной основе взаимоотношений в обществе воспринимается странностью, исключающей веру в его жизнеспособность. Лозунг «От каждого по способностям, – каждому по потребностям» является лозунгом неограниченного анархизма. Надеется на то, что гражданин на основании коммунистического воспитания будет трудиться по максиму своих способностей и самостоятельно ограничивать свою потребность до уровня личного вклада в богатство общества – верх антисоциальной утопии.
В. Ленин считал, что переход к коммунизму будет длится в сроки, не поддающиеся прогнозу. [3 с. 440] В итоге следует признать, что привлекательный для значительной части общества, но неосуществимый на практике, лозунг Великой Французской Революции подменялся идеологией марксизма, признающей неравенство доходов граждан, поддерживаемое диктатурой одного класса в течение неопределенного времени. Манифест Компартии воспринимался революционно настроенной частью общества, как гимн «За здравие», положения работы «Критика Готской программы» стали для многих песней «За упокой». Очевидно, по указанным причинам работа К. Маркса «Критика Готской программы» была впервые опубликована через Х лет после смерти автора, через 25 лет после ее написания. Внимание В. И. Ленина к данной работе возникло в связи разработкой основных положений функционирования российского общества в преддверии Октябрьской Революции 1917 года.
Какие мы выводы мы должны сделать из ленинских тезисов? Главным в философском плане является утверждение, что распределение предметов потребления «по работе» есть «несправедливость». Попробуем сравнить это утверждение с трактовкой данного понятия, приведенной в Большой Советской энциклопедии: