Россия никогда не сдавалась. Мифы войны и мира - стр. 25
– Я не считаю, что любая позитивизация тех или иных исторических деятелей может вести к расколу. Даже если до этого приучили думать об этих деятелях плохое, а мы найдем хорошее и вытащим это на первый план, хуже не будет. Гораздо хуже, когда в человеке, который уже икона, начинают искать червоточинку. Вот вы порезались. Есть два подхода. Первый – мазнуть йодом, прилепить пластырь и забыть навсегда. Второй подход – взять ржавый гвоздик, начать себе порез расковыривать и приговаривать: «Как же это меня угораздило! Какой же я неаккуратный! Какой я идиот! Какая я скотина! Вот никто не порезался – один я порезался, потому что неполноценный». Вот так и доковыряешься до ампутации.
Наше общепринятое отношение к собственному прошлому, к собственным героям – ровно по второму сценарию. Да заканчивайте вы в прошлом ковыряться – оно уже прожито. В нем не ковыряться надо – им гордиться надо. И не обходить стыдливым молчанием очевидные успехи и заслуги.
Я уже упоминал историю с пактом Молотова – Риббентропа. Я тогда по телевизору отстаивал перпендикулярное общепринятому мнение – ну вы знаете, принято считать, что это очередное кровавое преступление кровавого сталинизма. На самом деле, понятно – наоборот: это очень своевременное решение, благодаря которому мы обскакали всех на полкорпуса на вираже. Сурков тогда смеялся: мол, Мединский так защищает пакт, будто сам его подписывал. Так вот как раз так оно и есть: именно мы, наша страна, его и подписывали. Это наша страна и наша история.
– Нет ли противоречия между единством истории и противоречивостью, неоднозначностью тех или иных событий и их оценок? Демократично ли это – вести дискуссии в академических кругах, а для широкого пользования предоставлять какую-то отобранную версию или трактовку?
– Никакой тут нет недемократичности.
Во-первых, есть вопрос образования. На уровне образования обязательно должны предлагаться канонические версии – максимально взвешенные, максимально выверенные, максимально бесспорные. Не все выпускники общеобразовательной школы станут профессиональными историками и будут рыться в деталях. Но они должны иметь базовый набор знаний, который является самоценностью, тем самым нравственным стержнем. То же самое – русский язык, литература. Не все будут писать стихи и даже не все будут в дальнейшем читать что-то, кроме Донцовой и Марининой. Но все должны знать Пушкина и Гоголя. Это канон, который дается обязательно. Этот гуманитарный канон и закладывает обязательную систему ценностей, на которых и базируется культурный код.