Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 9 / 2016 - стр. 9

4. Зубаревич Н. 2011. Четыре России. – Ведомости. 30.12. Доступ: http://www. vedomosti.ru/opinion/news/1467059/chetyre_rossii (Проверено 25.01.2015.) Политическая идентификация России: Состояние, проблемы, перспективы. – М., 2010. – 53 с.

5. Ратников В.П. 2014. Некоторые проблемы кросскультурных номинаций в эпоху глобализации. – Вопросы национальной идентичности в контексте глобализации (под ред. А.Н. Чумакова). – М.: Проспект, 2014. – 144 с.

6. Российская цивилизация: В поиске новой идентичности: коллективная монография. – Ставрополь, 2014. – 199 с.

7. Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет современной России (под ред. М.К. Горшкова). – М.: Российская газета, 2007. – 444 с.

8. Тишков В.А. 2012. О главных акторах цивилизационного диалога. Культурное и языковое разнообразие современных наций. – Полис (Политические исследования). – № 5. – С. 77–85.

9. Штомпка П. 2012. Доверие – основа общества. – М.: Логос. – 445 с.

10. Fergusson W. 2011. Civilization: The West and the Rest. – N.Y. – 320 p.

«Власть», М., 2016 г., № 3, с. 20–27.

Причины, факторы и формы политизации и радикализации ислама, становления современного терроризма в мире и в России

И. Добаев, доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону)

В XVI в. европейцы совершили научную революцию, которая дала им больший контроль над окружающей средой, чем кому-либо прежде. Произошли новые открытия в науке, медицине, мореплавании, сельском хозяйстве и промышленности. Ни одно из них не было решающим, но их совокупный эффект был радикальным. К началу XVII в. новшества приобрели такой масштаб, что прогресс казался необратимым: открытие в одной области часто вело к новым достижениям в другой. К тому времени как это техническое обновление общества закончилось индустриальной революцией XIX в., модернизация повлекла за собой социальные, интеллектуальные и иные перемены. Прогрессивный характер западного общества и промышленно развитой экономики подразумевал, что данное общество должно непрерывно расширяться. Необходимы были новые рынки, и как только собственно западные страны насыщались, их надо было искать в других международных регионах. Как следствие, западные страны приступили к процессу колонизации. Исламский мир был так обширен и стратегически удачно расположен, что первым подвергся всеобщей, систематической колонизации Западом – на Ближнем и Среднем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии, существенной части Африки.

Как подчеркивает всемирно известная писательница, журналистка и специалист по мировым религиям Карен Армстронг, европейское вторжение в исламский мир началось в могольской Индии. Во второй половине XVIII в. британские торговцы утвердились в Бенгалии. Экономическое разграбление Бенгалии привело к тому, что в конце XVIII – начале XIX в. посредством соглашений или военных захватов британское владычество было установлено по всей Индии, кроме долины Инда, которая была покорена в середине XIX в. В последующем европейские силы колонизировали одну исламскую страну за другой. Франция захватила Алжир в 1830 г., Британия – Аден девять лет спустя. Тунис был оккупирован в 1881 г., Египет – в 1882 г., Судан – в 1889 г., а Ливия и Марокко – в 1912 г. В 1916 г. соглашение Сайкса – Пико разделило территории умирающей Османской империи (которая примкнула к Германии во время Первой мировой войны) между Великобританией и Францией. После завершения войны Великобритания и Франция установили протектораты и мандаты в Сирии, Ливане, Палестине, Ираке и Трансиордании. Арабы расценили это как произвол, поскольку европейцы прежде обещали арабским областям Османской империи независимость

Страница 9