Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 9 / 2016 - стр. 12

.

Следует подчеркнуть, что исламистские группировки в Афганистане, находившиеся под идейным влиянием «Братьев-мусульман», возникли в молодежно-студенческой среде еще в годы правления последнего афганского короля Захир-шаха (1933–1973), развились в годы республиканского руководства Дауд-хана (1973–1978) и сыграли весомую роль в борьбе против местного «марксистского» режима и советского присутствия в этой стране. Наиболее известными и значимыми явились афганские группировки «Братьев», позднее преобразованные в исламские партии – «Исламская партия Афганистана» во главе с пуштуном Г. Хекматьяром и «Исламское общество Афганистана», лидером которой стал таджик Б. Раббани. Отсюда усматривается то, что радикальное движение в исламской оболочке изначально в Афганистане не было монолитным, но сепарированным по этническому принципу «пуштуны – не пуштуны», что, безусловно, ослабляло его. Для преодоления этого состояния понадобилась интегристская идеология «чистого ислама», которая на афганскую территорию была в годы «джихада» привнесена извне.

В ходе афганской войны сформировался исламский экспедиционный корпус численностью примерно в 25 тыс. человек, деятельность которого в Афганистане направляло «Бюро по обслуживанию муджахедов» («Мактаб хидамат аль-муджахидин»). Его первым руководителем был палестинец Абдалла Азам, а после его гибели – небезызвестный Усама бен Ладен. Впоследствии руководимых им боевиков стали обобщенно называть «арабами-афганцами». Представляется важным подчеркнуть, что позднее на базе структуры «арабов-афганцев» возникла организации «Аль-Каида» («Основа»).

Идеологически зарубежные муджахеды обрабатывались в духе идеологем, облеченных в форму концепции «Симпатии и антипатии» («Аль-валяа ва-ль-бараа»), базирующейся на идеологических конструктах, разработанных в XVIII в. М. Ибн-Абд-аль Ваххабом из аравийского Неджда (Неджд – ныне одна из провинций Королевства Саудовская Аравия)7. Основными положениями данной концепции явились своеобразно интерпретируемые обще-мусульманские понятия – «такфир» (обвинение в куфре, т.е. неверии) и «джихад» (священная война за веру). В отрыве от мусульманской ортодоксии, этот «такфир» провозгласил «врагами ислама» не только всех немусульман, но и тех мусульман, «которые подчиняются неверным, общаются с ними, не согласны с идеями ваххабитов, например с их трактовкой джихада»8. При этом «джихад» ими понимался исключительно в узком смысле – как вооруженная борьба с «врагами ислама»9. По-ваххабитски понимаемая идея такфира понадобилась для того, чтобы оправдать вооруженную борьбу моджахедов против афганцев-мусульман, которые с оружием в руках защищали режим Демократической Республики Афганистан.

Страница 12