Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 9 / 2014 - стр. 36

Как считают дагестанские исследователи истории распространения ислама на территории нашей республики, суфизм в эпоху Cредневековья имел здесь довольно сильные позиции. Хотя суфизм обычно воспринимается как элемент или явление городской культуры, в XV–XVI вв. суфизм был распространен именно в сельской местности Дагестана.

Роль суфизма в Дагестане можно иллюстрировать, как считает К.М. Ханбабаев, «географией» списков сочинений выдающегося мыслителя мусульманского мира и идеолога суфизма аль Газали (1058–1111), сохранившихся в различных районах Дагестана в составе рукописных коллекций: государственных, при мечетях, частных [13, с. 197].

Интерес к произведениям крупнейшего представителя суфийской философской мысли аль Газали был особенно сильным в XV–XVII вв. В этот же период, как полагают дагестанские ученые, Дагестан полностью переходит на собственное местное воспроизведение текстов. По нашему глубокому убеждению, для этого уже тогда существовала вполне развитая местная суфийская традиция, опиравшаяся на достаточно большое количество последователей суфийского учения в данном регионе. Кроме того, имела место интенсивная практика обучения выходцев из Дагестана в городах Ближнего Востока. Это также свидетельствует об определенной государственной поддержке суфизма, которая во многом содействовала развитию науки, культуры и образования и также определила тематику и характер рукописной продукции, поступавшей в Дагестан и тиражировавшейся затем местными переписчиками.

«Суфийская идеология и практика сыграли заметную роль в деле утверждения ислама у дагестанских народов. Несмотря на трагическую судьбу суфизма в годы советской власти, суфийские традиции не были совсем утеряны. Они сохранились и продолжаются в многочисленных суфийских братствах в современном Дагестане. Они сыграли и играют большую роль в духовно-нравственном воспитании верующих, в деле сохранения мира и стабильности в Дагестане» [14, с. 126].

Суфизм оказал серьезное влияние на развитие философской мысли. Как отмечает М.И. Билалов, культовая сторона суфизма соответствует принципиальным идейным установкам его философии. Суфии считают, что лучше свою точку зрения стараться претворять в жизнь, чем пытаться разрушить чужие твердые убеждения и идеалы. Подобный диалектический подход проистекает из «изначальных попыток философских основоположников суфизма гармонично вписать в него положительные и привлекательные идеи из других учений и культур для получения целостной картины мира, что в этическом плане сказалось в мировоззренческой толерантности и социальном гуманизме суфиев и их последователей» [15, с. 76].

Страница 36