Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 9 / 2011 - стр. 27

Таким образом, данный праздник показывает, что региональные власти создают в лице исламских святых региональных культурных героев, тем самым определяя это фактом восстановления исторической справедливости. Если посмотреть шире, то конструирование мифологии о Киши-Хаджи превращается в системный политический курс в республике. Так, в августе 2010 г. был восстановлен сектор № 1 г. Грозного, и этому району было присвоено имя Хажи-Эвла в честь святого Кунта-Хаджи Кишиева, а 13 улиц нового района названы именами членов семьи святого: «Сейчас мы с гордостью можем сказать, что этот этап пройден. Руководство Российской Федерации оказывает поддержку мусульманам. Свидетельством этому является строительство в республике крупнейшей в Европе мечети, медресе, исламских учебных заведений», – подчеркнул муфтий ЧР. В 2009 г. построенная в селе Курчалой мечеть, напоминающая центральную мечеть им. Ахмата Кадырова в центре Грозного, получила имя шейха Кунта-Хаджи Кишиева.

Интересным является утверждение «Дня чеченской женщины», который с 2009 г. отмечается в третье воскресенье сентября. «Отмечая выдающиеся заслуги чеченской женщины в становлении и развитии Чеченской Республики, отдавая дань уважения массовому подвигу 46-ти девушек, героически погибших при переправе через Терек после падения села Дади-Юрт 15 сентября 1819 г., учитывая проявленную высочайшую ответственность за судьбы чеченского народа при депортации 1944 г., а также в событиях 1994–2004 гг., и в целях усиления роли чеченской женщины в жизни общества» – объясняется в указе президента появление даты. Особенность ее появления связана, с одной стороны, с особым отношением к женщине в исламе, с другой – она мотивирована дискурсом, характеризующим женщину-воина, борца. Долг женщины – это не только служба мужу и воспитание детей, но и служение общему делу. Этим делом является воспитание детей в духе национальных традиций и обычаев, сохранение семьи.

Жизнь в условиях постоянной мобилизации в республике не исчезает и с окончанием военных действий. Тем не менее тема мира, безопасности символизируется в регионе. Р.А. Кадыров объявил 16 апреля «Днем мира» в Чеченской Республике: «В ознаменование завершения контртеррористической операции в Чеченской Республике, отмечая приверженность чеченского народа идеалам мира и согласия, а также отдавая дань уважения памяти первого Президента Чеченской Республики А.А. Кадырова, посвятившего свою жизнь установлению стабильности и спокойствия в регионе». В 2010 г. была отмечена годовщина данного праздника. Анализ поздравлений региональной элиты говорит о том, что день отмечался как годовщина отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике: факт победы населения Чечни над «ваххабизмом, экстремизмом и терроризмом». Кроме того, данный день связывается со стабилизацией ситуации. («Мы доказали, что способны сохранить стабильность» (Р. Кадыров); «Итог войны – прочный мир. И сегодня отрадно отметить, что Чеченская Республика представляет собой пример созидательного труда и возрождения» (Р. Алханов) и т.д.) Масштабно отметив годовщину события, совместили светские и религиозные ритуалы: так, например, как дань мужеству, 14-летним подросткам вручили паспорта гражданин РФ и во всех районах республики провели обряды жертвоприношения, читали мовлиды, Священный Коран. Олицетворением борца за данный день объявлен первый президент.

Страница 27