Россия и мусульманский мир № 9 / 2011 - стр. 24
Результатом рефлексии о самости должны стать маркеры идентичности: региональные символы и объекты гордости, ритуальные практики, благодаря которым становится возможным ощутить коллективную солидарность. Одним из таких ритуалов является праздник, интегрирующий общество и обеспечивающий идентификацию с данным обществом: «В празднике всегда заключено нечто возвышающее, что извлекает из обыденности тех, кто в нем участвует, и поднимает всех до некой всеохватывающей общности», – подмечает Г. Гадамер.
Для республик Российской Федерации типичным становится включение этнической и конфессиональной компоненты в праздничный пантеон. В этой связи интересным представляется рассмотрение данных процессов через обращение к мусульманским праздникам в исламских регионах, в частности к северокавказским территориям, где во многих республиках именно на основе ислама происходит определение ментальных границ сообщества и конструирование региональной идентичности.
В данной статье мы рассмотрим лишь один случай – Чеченскую Республику, – демонстрирующий, каким образом ислам на Северном Кавказе определяет особенности региональной идентичности.
По выражению А.В. Малашенко, чеченец – это в первую очередь чеченец-мусульманин, ибо чеченская идентичность немыслима вне контекста исламской традиции. Исламизация Чечни начала активно проводиться в 1990-е годы и была связана с общим отказом от идеологии советского общества и социально-политическими трансформациями. Возрождение ислама стало рассматриваться как шаг на пути культурного возрождения чеченского народа. Ислам стал входить в повседневный быт, начиная от религиозного образования, проповедования исламской веры через СМИ, заканчивая закреплением религиозных ритуалов. Рассмотрим календарь знаменательных дат Чеченской Республики.
4 сентября 2002 г. глава Временной администрации Чечни А. Кадыров подписал указ об учреждении праздника – «Дня республики». Второе название этого праздника – «День гражданского согласия и единения». Символично, что фактически речь шла о переименовании даты, которая на протяжении 1990-х годов называлась Днем независимости Чеченской Республики. Объявление даты празднования связывалось с консолидацией чеченского общества и продолжением исторических традиций «в целях консолидации граждан Чеченской Республики во имя торжества идеи мирной жизни и созидательного труда, развития толерантности и гуманизма, следуя воле народа, выраженной в 1991 г. общенациональным съездом чеченского народа, продолжая исторические традиции, а также для поднятия морально-психологического духа».