Россия и мусульманский мир № 9 / 2011 - стр. 12
Религиозные учебные заведения появлялись хаотично, независимо друг от друга. Начали они учебный процесс без унифицированных программ обучения, учебных планов. Несмотря на то что эти учебные заведения открывались по инициативе духовных управлений мусульман, их деятельность была лишена поддержки какого-либо научно-методического или координационного центра. Каждое учебное заведение действовало самостоятельно и практически в одиночку решало свои задачи и проблемы. Они сталкивались также с проблемой организации профориентационной работы. Современные профессиональные учебные заведения, которые открывались после длительного перерыва, еще не могли принимать на обучение выпускников мактаба – они тоже только открывались. В религиозные учебные заведения принимали мусульман на основе базовых школьных знаний.
Высшее исламское образование в 1990-е годы молодые российские мусульмане могли получить только лишь за рубежом. В тот период десятки тысяч молодых людей из числа российских мусульман получили возможность выехать на учебу за границу. Тем не менее процесс массового выезда молодых мусульман для учебы в исламские государства – процесс, не имеющий прецедентов в истории России, – не дал достаточного положительного эффекта для развития уммы.
Основные особенности, повлиявшие на недостаточную эффективность их учебы:
1) слабый контроль за этим процессом со стороны мусульманских структур;
2) полный разнобой в критериях студентов, отправляемых за рубеж. Вступительные экзамены для россиян в исламских вузах были либо простой формальностью, либо отсутствовали вовсе.
Таким образом, зарубежное высшее исламское образование оказалось обесцененным таким подходом, при котором окончить вуз удавалось лишь единицам. Не менее важно и то обстоятельство, что практически ни с одним мусульманским государством у России не были подписаны договоры о признании дипломов друг друга. Все это подталкивало к организации собственно российских мусульманских вузов. Однако и организаторам учебного процесса, которые не владели методикой и методологией образовательного процесса, негде было повышать свой научно-методический уровень. Некоторые начали действовать с изучения истории и традиции исламского образования в России, существовавшего до 30-х годов XX в., но не были знакомы с требованиями стандартов современного профессионального образования; или, наоборот, духовные управления к организации учебного процесса привлекали людей, совершенно не представляющих суть религиозного образования.
Восстановление профессионального исламского образования в России практически с нуля кроме трудностей имело и некоторые преимущества: религиозное образование можно сразу организовать на современный лад, не переделывая закостенелые формы, что зачастую очень непросто. В России был шанс сразу сделать образовательную мусульманскую систему современной и оптимальной.