Россия и мусульманский мир № 8 / 2016
1
Путин: Россия не ищет конфронтации с другими странами. – РИА Новости. 27.07.2015. Доступ: http://ria.ru/world/20150727/1150302715.html (Проверено 15.03.2016.)
2
Обама: Россия – всего лишь региональная держава. – «Взгляд» – деловая газета. 25.03.2014. Доступ: http://vz.ru/news/2014/3/25/678937.html (Проверено 15.03.2016.)
3
Решение России вывести из Сирии войска застало Запад врасплох. – Первый канал. 20.03.2016. Доступ: http://www.1tv.ru/news/polit/304225 (Проверено 20.03.2016.)
4
Фронт без флангов: кампания ВКС РФ в Сирии в цифрах и фактах. – Russia Today. 15.03.2016. Доступ: https://russian.rt.com/article/153699 (Проверено 15.03.2016.)
5
Рост военных расходов в ФРГ – с оружием спокойнее. – Геополитика. Информационный портал. 09.02.2016. Доступ: http://gpolitika.com/evropa/rost-voennyx-rasxodov-v-frg-s-oruzhiem-spokojnee.htm (Проверено 15.03.2016.)
6
Пентагон запросил на «сдерживание российской агрессии» 3,4 млрд долл. – «Взгляд» – деловая газета. 02.02.2016. Доступ: http://vz.ru/news/ 2016/2/2/791906.html (Проверено 15.03.2016.)
7
Командование ВС США в Европе обновило военную стратегию, акцентировав внимание на России. – Новое время. 15.03.2016. Доступ: http://nv.ua/ world/countries/komandovanie-vs-ssha-v-evrope-obnovilovo-ennujustrategiju-aktsen-tirovav-vnimanie-na-rossii-93592.html (Проверено 15.03.2016.)
8
Евросоюз назвал пять новых принципов отношений с Россией 14.03.2016. Доступ: http://www.novayagazeta.ru/news/1701370.html (Проверено 15.03.2016.)
9
Евросоюз назвал пять новых принципов отношений с Россией 14.03.2016. Доступ: http://www.novayagazeta.ru/news/1701370.html (Проверено 15.03.2016.)
10
Германия не поддержала Меркель. Ангела меркнет: чего ждать от победы националистов в Германии? – E-News. Доступ: http://www.e-news.su/mnenie-i-analitika/103629-germaniya-ne-podderzhalamerkelangela-merknet-chego-zhdat-ot-po-bedy-nacionalistov-v-germanii.html (Проверено 15.03.2016.)
11
Катона В. Шенген: Точка невозврата все ближе и ближе. – РСДМ. 02.02.2016. Доступ: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7190#top-content (Проверено 15.03.2016.)
12
Деятельность этой организации на территории России запрещена законом.
13
Раскол между ЕС и США по вопросу антироссийских санкций углубился. – «Взгляд» – деловая газета. 03.03.2016 Доступ: http://vz.ru/politics/2016/3/3/ 797748.html (Проверено 15.03.2016.)
14
Там же.
15
Там же.
16
Статья представляет собой переработанный текст доклада, прочитанного 5 ноября 2015 г. на пленарном заседании Международной научно-образовательной конференции «Вера, этнос, нация в эпоху кризисов и перемен» (4–6 ноября 2015 г., Москва).
17
См.: Гаспринский И.Б. Русское мусульманство (суть джадидизма) // Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения. – Симферополь, 1881.
18
Более подробно концепт российского мусульманства см.: Мухетдинов Д.В. Российское мусульманство: Монография. – М., 2015.
19
На мой взгляд, этот факт хорошо осмыслил современный мусульманский философ Сейд аль-Аттас. Он пишет: «В языках мусульманских народов, включая арабский, существует некий базовый круг слов, играющих главенствующую роль в выражении исламского взгляда на реальность и истину: благодаря им мусульманское мировоззрение предстает в своем истинном свете. А поскольку слова, образующие базовый круг, восходят к Священному Корану, постольку они, естественно, имеют арабские корни и звучат одинаково на всех мусульманских языках, свидетельствуя об интеллектуальном и духовном единстве мусульман всего мира. Базовый словарь ислама содержит ключевые термины и понятия, семантически связанные друг с другом и в своей совокупности определяющие выраженную в них концептуальную структуру реальности и бытия. Исламизация языка, представляющая собой важнейший элемент принятия ислама, есть не что иное, как внедрение базового словаря мусульманской терминологии в языки народов, исповедующих эту религию, благодаря чему язык каждого мусульманского народа оказывается связанным с языками других мусульманских народов через базовый круг слов, ставших для всех них родными. Вот почему языки всех мусульманских народов можно было бы отнести, по существу, к одной группе мусульманских языков… Для того чтобы отнести данный язык к категории мусульманских, недостаточно одного лишь наличия в нем общего для всех охватываемых ею языков базового исламского словаря. Необходимо еще, чтобы ключевые термины и понятия, входящие в базовый круг слов, были включены в единую концептуальную и семантическую структуру и таким образом обладали однозначными смыслами для всех, действительно передавали единое для всех значение». См.: Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама. – М.: Иман, 2001. – С. 36–37. То, что Аттас пишет о «мусульманских языках», может быть в полной мере спроецировано и на «мусульманские культуры»: они тоже обладают единым смысловым ядром, но восходящим не непосредственно к арабской культуре, а к Откровению Всевышнего, и, подобно разным языкам, мусульманские культуры репрезентируют разные исторические образования со своим уникальным внутренним устройством.
20
Подробный разбор материалов Корана и Сунны см.: Ибрагим Т. Коранический гуманизм. – М., 2015.
21
Бигиев М. Избранные труды. – Казань: Татарское книжное изд-во, 2005. – Т. 1. – С. 77.
22
Эта идея получила подробное обоснование в обобщающем коллективном труде. См.: Ислам в Среднем Поволжье: История и современность / Под ред. Р. Мухаметшина. – Казань: Мастер Лайн, 2001.
23
Подробнее об особенностях татарской суфийской литературы см.: Сибгату ллина А Религиозно-суфийские мотивы в татарской литературе // Ислам в Среднем Поволжье: История и современность / Под ред. Р. Мухаметшина. – Казань: Мастер Лайн, 2001. – С. 497–15.
24
В статье Д.В. Мухетдинова можно также найти развернутый анализ, включающей обсуждение мнений предшественников. См.: Мухетдинов Д.В. Российское мусульманство: Призыв к осмыслению и контекстуализации // Минарет. – 2014. – № 37–38.
25
См.: Буттаева А.М. Гармонизация государственно-конфессиональных отношений как фактор укрепления общедагестанского единства / Доклад на республиканской научно-практической конференции «Общедагестанское единство как фактор стабильности и безопасности: истоки и перспективы» 12 сентября 2014 г.; Яхьяев М.Я. Государственно-конфессиональная политика новой России: Состояние и тенденции: сб. статей / Под общ. ред. акад. М.К. Горшкова и проф. А.-Н.З. Дибирова. – М.; Махачкала, 2012. – С. 128.
26
Выступление Президента РФ на встрече с муфтиями духовных управлений мусульман России 22 октября 2013 г. в г. Уфе URL: http://www. kremlin.ru/transcripts/19474 (Дата обращения: 31.03.2015.)
27
Мальцев В. Муфтият выстраивает вертикаль // НГ-религии. – 2015. – 4 марта. – С. 3.
28
Малашенко А. Исламское возрождение России. – М., 1998. – С. 107.
29
Кадыров Р. Власть и религия должны каждый на своем уровне, но вместе решать самые актуальные проблемы // URL: http://www.grozny-inform.ru/ main.mhtml?Part=8&PubID=42516 (Дата обращения: 05.03.2015.)
30
См.: Абдулагатов З.М. Северокавказский мусульманин: между законами государства и нормами ислама. Дагестанский социологический сборник. – Махачкала, 2013. – С. 25.
31
Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. – М., 1995. – С. 56.
32
Половина молодежи Дагестана хотят, чтобы республика развивалась по исламским султанатам. URL: http://www.comrelig.ru/index.php?option= com_con-tent&task=view&id=206&Itemid=30 (Дата обращения: 22.04.2013.)
33
Сюкияйнен Л.Р. Мусульмане и государство // Россия и мусульманский мир. – 1997. – № 6. – С. 22.
34
См.: Суслова Е. Толерантность и религиозность современного общества. Проблемы и парадоксы. URL: http://www.rusoir.ru/news/23–09–2005–4.html (Дата обращения: 11.03.2015.)
35
См.: Авьюцкий В. Северный Кавказ как «внутреннее зарубежье» России // Центральная Азия и Кавказ. – 2002. – № 5 (23). – С. 77.
36
Исламская тематика в светских и исламских СМИ Дагестана. Ч. 3. URL: http://dargo.ru/publ/3–1–0–8 (Дата обращения: 21.05.2013.)
37
См.: Абдулагатов З.М. Проблемы и тенденции становления современных государственно-конфессиональных отношений в России (на примере православия и ислама). – Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2006. – С. 49.
38
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант № 15-18-00099.