Россия и мусульманский мир № 8 / 2013 - стр. 24
14 сентября 2011 г. в Саранске прошел меджлис-съезд ДУМ РМ, на котором было объявлено о назначении Р. Халикова на пост представителя (заместителя) председателя Совета муфтиев России (СМР) Равиля Гайнутдина в Приволжском регионе. Новым муфтием ДУМ РМ стал 30-летний имам села Лямбирь, выпускник Российского исламского университета Абдулькарим-хазрат Абдрашитов. К сожалению, дальнейшие события, связанные с новым руководством ДУМ РМ, приобрели трагический характер. 9 ноября 2011 г. А. Абдрашитов погиб в автокатастрофе. 27 ноября новым муфтием ДУМ РМ был избран Ильдус-хазрат (Абдульхакк) Исхаков.
В целом, по мнению автора статьи, формирование РАИС только усилило поляризацию сил в мусульманской умме России в целом и в умме Республики Мордовия в частности. Стороны не слышат друг друга, переговорного процесса нет, допускаются личные выпады, налицо поляризация сил, последствия которых для мусульманского сообщества РФ могут иметь деструктивный характер.
«Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 г.», М., 2012 г., с. 110–113.
«Черкесский вопрос» в политических процессах
Олег Цветков, кандидат философских наук (ИСЭГИ ЮНЦ РАН)
Понятием «черкесский вопрос» можно объединить актуальные для адыгских (т.е. адыгейских, кабардинских и черкесских) этнических активистов проблемы, которые активно транслируются ими в публичное социально-политическое пространство в форме политических и политически окрашенных требований и находят (или не находят) сочувствие в адыгской этнической среде. Эти требования, суть которых излагается чуть ниже, заметно влияют на политический процесс. Это влияние проявляется по-разному и в широкой амплитуде: от откровенных уступок власти давлению этноактивистов и этнических антрепренеров (в том числе и в ущерб российской государственности и межэтническому согласию) и теплых отношений взаимной поддержки с ними до выталкивания ею отдельных лидеров некоторых адыгских общественно-активных групп из публичного политического пространства.
Основу «черкесского вопроса» составляют представления о Кавказской войне XIX в. как о «геноциде адыгов». А актуальное содержание этого «вопроса» легко фиксируется посредством наблюдения за публичной риторикой этноактивистов, а также за событиями общественно-политической жизни Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и некоторых других мест компактного проживания адыгов, в том числе и зарубежных. В настоящее время в основное содержание «черкесского вопроса» входят:
– требования к Российской Федерации официально признать геноцид адыгов в годы Кавказской войны (1817–1864);