Россия и мусульманский мир № 7 / 2017 - стр. 6
Что касается России, то на современном этапе регионом наибольшей напряженности по числу акций криминально-террористической направленности продолжает оставаться Дагестан. Согласно данным, опубликованным в региональных и федеральных СМИ, в 2015 г. зафиксировано 22 случая вербовки и публичного оправдания терроризма на территории Дагестана, а только за первые полгода 2016 г. – уже 18 случаев, при этом вербовщиками были молодые люди как мужского, так и женского пола в возрасте от 14 до 35 лет. Аналогичные преступления фиксировались и на территории других субъектов РФ.
Схема привлечения молодежи, используемая вербовщиками ИГ, довольно проста. Состоит из трех этапов: мотивация, коммуникация, вступление в ряды террористической организации. Террористы анализируют сотни аккаунтов в социальных сетях, выбирая из них те, которые принадлежат молодым людям с большими проблемами в социализации. Зачастую сами ребята, анонсируя в своем статусе наличие личных проблем («все сложно», «одинокая волчица» и т.д.), натыкаются на вербовщика, который вводит свой аккаунт в круг общения молодого человека и ждет, когда к нему обратятся. Основная его задача на данном этапе – сформировать устойчивый интерес к изучению ислама, исламской культуры, исламских традиций. Объект вербовки изучает специальную учебно-методическую литературу, погружаясь в виртуальный мир, в котором ценности мусульманской культуры замещают более простые и понятные идеологические конструкты и концепции радикальных исламистов. Не будучи исламоведом, объект вербовочных устремлений террористов не может установить, что предмет его изучения не традиционный ислам, а исламизм, который он принимает за истинное учение всех мусульман. Становясь носителем «истинного знания», молодой человек дистанцируется от своих сверстников. Внутреннее отделение от социума приобретает принципиальный характер и начинает выражаться в отчужденном поведении и во внешнем виде. Когда идеология исламизма вытесняет в сознании ученика все остальные сферы интересов и увлечений, наиболее остро проявляется недостаток в общении, который необходимо восполнить установлением устойчивых связей с реальными сторонниками радикального ислама.
Общение с ними всегда осуществляется в дистанционной форме – через социальные сети. Оно призвано укрепить молодого человека в правильности выбранного пути. Отделение от объективной действительности становится наиболее полным и выйти из этого состояния самостоятельно практически невозможно, так как любые колебания отслеживаются и попытки прервать общение пресекаются.