Россия и мусульманский мир № 7 / 2016 - стр. 13
В том же 1979 г. исламистская идеология получила дополнительный импульс с вводом советских войск в Афганистан. Исламизм становится знаменем сопротивления советскому вторжению не только афганских моджахедов, но и рьяных приверженцев ислама целого ряда мусульманских стран. Объявленный джихад оружием и деньгами охотно поддержал Запад, который неожиданно нашел дополнительный идейно-политический аргумент в противостоянии с Советским Союзом.
В России Новейшего времени ислам как значимый политический фактор начал заявлять о себе с 1991 г. – после ликвидации советской власти и соответствующих социально-культурных идей. Наиболее резко это проявилось в Чечне. Возникший вакуум стала быстро заполнять религиозная догматика, в том числе исламская. На Северном Кавказе возникло и активизировалось движение радикального ислама. А в государствах Центральной Азии, где заявили о себе «Хизб ут-Тахрир», Партия исламского возрождения Таджикистана, Исламское движение Узбекистана и т.д., выступления исламистов в ряде случаев поставили политическое руководство этих стран на грань выживания. Что уж говорить о мощном влиянии движения «Талибан» в Афганистане, которое распространилось на Пакистан и превратилось в реальную угрозу для существования бывших советских республик – Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении. Оно заставило напрячься лидеров Казахстана и даже, казалось бы, далекой России.
Проблемы воздействия исламских радикальных течений на общество, характер межгосударственных и межконфессиональных отношений и прежде занимали одно из основных мест в российском и зарубежном исламоведении. Не меньший интерес у исследователей вызывает осмысление эндогенных особенностей исламской религиозной традиции: теологических представлений о природе власти, взаимосвязи общественных и правовых институтов.
Одна за другой появляются серьезные работы отечественных (и зарубежных) специалистов, посвященные исламскому радикализму. Его различные аспекты освещены в трудах А.М. Васильева13, В.В. Наумкина14, А.В. Малашенко15, А.И. Игнатенко16, М.Ф. Видясовой17, И.Д. Звягельской18, Р.Г. Ланды19, Б.В. Долгова20, О.В. Карпачевой21, Э.Ф. Кисриева22, З.И. Левина23, В.И. Максименко24, В.В. Орлова25, М.З. Ражбадинова26, А.Д. Саватеева27, И.В. Следзевского28 и других российских ученых. Но нынешний всплеск политизации ислама, его становление в качестве непосредственного фактора политической жизни повлекли за собой беспрецедентную волну публикаций в России и за ее пределами. Политические аспекты, последствия радикальных выступлений мусульман – вот что больше всего напрягает исследовательскую мысль российских и зарубежных аналитиков.