Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 7 / 2015 - стр. 29

Промежуточные результаты текущего политического творчества народов региона могут в дальнейшем трансформировать одни его элементы, нейтрализовать или погрузить в долговременное историческое небытие другие. Иначе говоря, «предпослан-ность» авторитарной модели не гарантирует ей эффективность, необратимость и долговечность. Она может быть оставлена. Но для того чтобы это случилось, необходимы постепенный отход населения от привычки к государственной опеке, нарастающее давление общества на власть и в конце концов – прямая оппозиция ей в тех случаях, когда та вступает в конфликт с крупными социальными интересами [4, с. 82].

Пока в Центральной Азии это ключевое условие разрыва с авторитарной моделью выражено недостаточно. Даже «европейское» население, воспитанное в духе советского государственного патернализма, демонстрирует крайне низкий уровень политической активности. Его постоянный отток тем более усиливает черты местных обществ, благоприятствующие трансформации «мягкого» авторитаризма в жесткую власть ради власти.

Вместе всё это ставит под сомнение легитимность авторитарной власти. Опыт авторитарных режимов развивающихся стран Востока показывает, что переход от жесткого авторитаризма к мягкому, от деспотии к направляемой демократии, от мягкого авторитаризма и направляемой демократии к режимам, способным, при всех их несовершенствах и родимых пятнах, двигаться по пути подлинной демократизации, но при этом может осуществляться по-разному и совершенно непредсказуемо.

Перед государствами Центральной Азии, в том числе Казахстаном, при всех существующих различиях, на данный момент стоит одна проблема, выраженная в форме альтернативы: сохранение прежней общественно-политической системы или переход к новой. Персонифицированный характер власти не способствует серьезным изменениям в этой сфере. Логичным становится формирование политического пространства, в котором власть и оппозиция представлены правящей номенклатурой, а реальная гражданская оппозиция и общество оказываются «вне политического процесса». В этих условиях для ряда стран Центральной Азии симптоматичным является расширение внесистемных сил, оппонирующих власти. В первую очередь, помимо политически ориентированного ислама, набирают силу этнонациональные движения, пока еще не структурированные, но имеющие серьезный потенциал [19].

В настоящий момент возможны различные сценарии трансформации «открытой» политической системы Казахстана в зависимости от степени влияния внешних факторов той или иной ориентации (ретрадиционализация, исламизация, потеря экономической независимости и, соответственно, суверенитета, укрепление государственности и т.д.). Сохранение политической системы республики и ее демократический транзит в условиях глобализации возможны только при интеграции с внешними политическими силами, заинтересованными в сохранении Казахстана как самостоятельного суверенного государства.

Страница 29