Россия и мусульманский мир № 7 / 2015 - стр. 18
Однако бурная исламизация жизни народов Северного Кавказа имеет ряд неоднозначных по своим последствиям особенностей, среди которых превалирует раскол мусульманской уммы на два оппонирующих друг другу, а то и враждующих лагеря: приверженцев традиционалистского ислама и ислама нетрадиционалистского или фундаменталистского толка. В основе конфликта этих направлений, в какой бы форме он ни проявлялся, лежат идеологическая конкуренция и борьба за умы и души верующих. И поэтому, когда мы обсуждали проблему нивелирования конфликта между этими конкурирующими направлениями ислама, возникли вопросы о возможности устранения разногласий: как нивелировать или преодолеть этот конфликт, эту вражду и противостояние, когда принципиальные установки различные, когда такая идеологическая конкуренция? В принципе, для того чтобы не было этих конфликтов и противостояния, одна сторона должна капитулировать. Но вряд ли такое возможно. На Северном Кавказе, по крайней мере, ничего подобного в ближайшей перспективе не просматривается. Конкретное место и роль ислама, расколотого на противоположные направления, в социокультурных процессах на Северном Кавказе проблематичны. Главным вопросом здесь остается оценка интеграционного потенциала как исламской религии в целом, так и этих двух оппонирующих друг другу основных направлений ислама. Насколько и какой ислам сегодня способен обеспечить внутреннее единство, сплочение вокруг его ценностей многообразных, разнородных социальных и этноконфессиональных образований на Северном Кавказе?
Этот вопрос достаточно бурно обсуждается в исследовательской среде, высказаны противоположные предположения К. Гаджиевым [1], А. Малашенко [2], С. Семедовым [4] и многими другими. Не углубляясь в детали дискуссий, которые проходят в исламоведческой, религиоведческой, в богословской среде, обращу внимание лишь на то, что обозначены прямо противоположные позиции. От отрицания какого-либо значимого стабилизационного потенциала исламской религии до признания наличия у ислама мощного интеграционного потенциала. От отрицания условий и возможностей на Северном Кавказе для проявления интеграционного потенциала и опасений, что ислам или, по крайней мере, отдельные направления в исламе могут быть использованы в политических целях, до утверждений о том, что интеграционный потенциал исламской религии в определенной мере уже реализуется на Северном Кавказе.
Представляется, что анализируя место и роль ислама в политических и социокультурных процессах, происходящих на Северном Кавказе, необходимо, прежде всего, учитывать этнокультурное разнообразие самого региона, с одной стороны. А с другой стороны – специфический способ адаптации, приспособления ислама к местным особенностям. Мы не должны игнорировать, рассматривая этот вопрос, исторически сложившийся синкретизм ислама с этнографическими родовыми особенностями местных сообществ на Северном Кавказе. Нельзя забывать и о том, что исламское вероучение у северокавказских народов утвердилось, претерпев сильнейшее воздействие со стороны доисламских верований, обычаев, традиций. Поэтому мы и видим, что в исламской практике на Северном Кавказе у каждого народа обнаруживаются свои отличительные особенности. И такое разнообразие вариаций местного ислама (не только противостояние двух основных направлений) способствует скорее формированию местечковой этнической идентичности, чем общекавказской.