Россия и мусульманский мир № 7 / 2013 - стр. 21
Свою трактовку чистого ислама дал муниципальный служащий из аула Тахтамукай: «Языческие моменты у адыгов присутствуют в быту, например при погребении, и никто не думает, что это не ислам. Люди думают, что это ислам, его составная часть. Но в мечетях проповедуется чистый ислам (это не ваххабизм). Просто они говорят, что в исламе такого нет, того, что существует в традициях. Эфенди говорят, что, пожалуйста, соблюдайте свои традиции, но это не ислам. Мы проповедуем чистый ислам. Отсюда появление младомусульман. Это общекавказский процесс». В то же самое время он отметил, что «на сегодняшний день оснований для развития и распространения антигосударственных настроений (национальных, религиозных) нет».
О различиях в интерпретации веры и культа у старшего поколения и молодежи сказал муниципальный служащий из Адыгейска: «Мусульманство, которое исповедует старшее поколение и которое исповедует молодое поколение, несколько разное». В «чистый» ислам вовлекается, в основном, молодежь, и ее количество постепенно возрастает. Многие эксперты из мусульманской среды, включая служителей мечетей, осудили практику республиканского МВД по проведению обысков и задержаний мусульман. По словам экспертов, подобные мероприятия правоохранителей получили отрицательную оценку в мусульманских общинах.
При массовом опросе более 14% респондентов указали на то, что им известны случаи необоснованного, с их точки зрения, притеснения мусульман республики правоохранительными органами. Более 35% затруднились ответить на вопрос о том, известны ли им такие случаи. Более 45% респондентов заявили, что такие случаи им не известны. Уверенность в том, что отношения между мусульманами и правоохранительными органами в ближайшее десятилетие будут развиваться нормально, выразили только половина респондентов.
Некоторые мусульмане-эксперты говорили, что создание в МВД районных и иных подразделений по борьбе с экстремизмом провоцирует сотрудников этих подразделений к фальсификации служебной отчетности посредством выдвижения «искусственных» претензий к мусульманам и последующего документирования этих «претензий». С точки зрения экспертов, работа МВД и других правоохранительных органов по пресечению и профилактике экстремизма должна проводиться тихо и незаметно. Говорили, что особое «внимание» со стороны сотрудников МВД к мусульманам оскорбительно. Было высказано мнение о том, что проверка сотрудниками МВД документов у мусульман, прибывших в Адыгею из стран Центральной Азии, может быть обусловлена тем, что эти иностранные граждане беззащитны перед недобросовестными сотрудниками полиции.